Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 174
(МБДОУ - детский сад № 174)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ -детский сад № 174
(протокол от 14.03.2023 № 4)
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБДОУ - детский сад № 174
от 14.03.2023 № 10
Программа психолого-педагогического сопровождения
воспитанников МБДОУ - детский сад № 174
город Екатеринбург, 2023 год
Правовая документация
В
основу
программы
психолого-педагогического
сопровождения
воспитанников МБДОУ - детский сад № 174 положены следующие документы:
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»
распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении
примерного
Положения
о
психолого-педагогическом
консилиуме
образовательной организации»;
распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»;
письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении
методических рекомендаций по реализации моделей раннего выявления
отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых
признаков отклонений в развитии детей»;
методические рекомендации по обеспечению услуг ранней помощи детям и их
семьям в рамках пилотного проекта по формированию системы комплексной
реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, утв.
Минтрудом России в 2018 году.
Пояснительная записка
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как систематическая
деятельность педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, старшего
воспитателя, воспитателей, направленная создания оптимальных условий воспитания и
обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников.
Цель программы психолого-педагогического сопровождения воспитанников МБДОУ детский сад № 174: создание условий, направленных на полноценное психофизическое
развитие детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развитие
индивидуальных способностей каждого ребенка.
Функционирование
программы
психолого-педагогического
обеспечивает решение следующих задач:
сопровождения
усиление психологизации в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ
- детский сад № 174;
проведение индивидуальной и групповой работы с детьми на основе
диагностирования и учета их индивидуально-психологических особенностей;
разработка и внедрение коррекционно-развивающих занятий, направленных на
коррекцию эмоциональных и поведенческих нарушений воспитанников;
формированию здорового образа жизни у детей и родителей, в том числе
формирование психического здоровья;
использование комплекса развивающих занятий, направленных на
мотивационно-ценностное отношение ребенка к школе, стимулировать
развитие его психических процессов;
оказание
психологической помощи (консультативно-диагностической,
коррекционной, психопрофилактической) всем участникам воспитательнообразовательного процесса;
содействие личностному развитию каждого ребенка на всех возрастных этапах,
на основе развития индивидуальных особенностей детей в единстве
интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявлений;
повышение психологической компетентности родителей и педагогов в
закономерностях и особенностях развития ребенка, а также в вопросах
обучения и воспитания детей.
Психолого-педагогическое
следующим направлениям:
сопровождение
воспитанников
осуществляется
по
диагностическая работа;
развивающая и коррекционная работа;
консультативная работа;
просветительская работа;
психопрофилактическая работа;
организационно-методическая работа.
Психологическое сопровождение воспитанников
Для коррекции нарушений в эмоционально-личностном и познавательном развитии
воспитанников разрабатываются комплексы специальных заданий, упражнений,
логических задач, развивающих игр, основанных на методах и приемах психокоррекции.
Они обеспечивают комплексное развитие памяти, внимания, речи, наблюдательности,
формирования эмоционально-личностной сферы ребенка.
В МБДОУ - детский сад № 174 разработаны:
цикл развивающих занятий, направленных на развитие познавательных
процессов и для оказания помощи детям в адаптации к условиям дошкольной
образовательной организации;
цикл развивающих занятий, направленных на эмоциональное развитие
дошкольников;
цикл развивающих занятий, направленных на развитие познавательных
процессов для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей
направленности;
цикл
коррекционно-развивающих занятий для нтеллектуальной и
мотивационной подготовке детей к школе.
Построение циклов занятий для каждого возрастного периода ориентировано на
удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического
процесса или сферы психики: 2–3 года – развитие речи, 3–4 года – развитие восприятия,
4–5 лет – развитие восприятия и эмоциональной сферы, 5-6 лет – развитие
эмоциональной и коммуникативной сферы, 6-7 лет – развитие личностной и волевой
сферы.
Коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с родителями
и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в
сочетании с другими.
Психологическое сопровождение воспитанников проводится в индивидуальной и
групповой форме. В случае индивидуальной коррекционной работы устраняются
причины нарушений в эмоционально-поведенческой сфере воспитанника, убираются
внешние проявления этих нарушений. Для этого используются комплексные занятия,
составленные под конкретную проблему ребенка. Одновременно с проведением занятий
проводится поддерживающая работа с родителями, направленная на оказание помощи в
качественном выполнении родительских функций. Психологические консультации
родителей, дети которых проходят коррекционные занятия, прежде всего направлены на
то, чтобы помочь родителям понять поведение ребенка и их собственное отношение к
нему. В некоторых случаях эти консультации направлены на помощь родителям,
которые испытывают стресс, вызванный симптоматикой ребенка, так как родители,
находящиеся в стрессе не могут обеспечить ребенку адекватную заботу. Консультации
направлены и на изменение функционирования семейной системы, т.к. изменение это в
значительной степени способствует исчезновению симптоматики у ребенка.
Проведение коррекционной работы предполагает использование таких форм работы как
занятия с использованием:
элементов игровой терапии;
арт-терапевтических элементов (рисунок, лепка, аппликация);
дидактических сказок и рассказов.
Логопедическое сопровождение воспитанников
Задачами МБДОУ - детский сад № 174 по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
воспитанников;
организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с
выявленными нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками.
Логопедическая поддержка воспитанников состоит из трех этапов: диагностического,
коррекционно-развивающего, оценочно-контрольного.
Этапы логопедической поддержки воспитанников
Название этапа
Общая
характеристика
Диагностический Учитель-логопед
проводит встречу с
родителями и
индивидуальное
логопедическое
обследование ребенка –
отдельно или в составе
ППк
Мероприятия
Входная и контрольная диагностика – не
менее двух раз в год
продолжительностью 15 календарных
дней каждая.
Возможна внеплановая диагностика,
если педагог выявил у ребенка признаки
нарушения устной или письменной
речи, подготовил педагогическую
характеристику ребенка и обращение к
учителю-логопеду.
В качестве примера диагностических
методик могут использоваться перечни
из приложения № 7 к письму
Минобрнауки от 23.05.2016 № ВК1074/07.
После диагностики учитель-логопед
формирует список детей, которые
нуждаются в логопедическом
сопровождении
Коррекционноразвивающий
Учитель-логопед
работает с детьми
индивидуально или в
группах
Специалист объединяет в группы детей
одного возраста по принципу сходности
структуры речевого нарушения и
особенностей развития, руководствуясь
положениями распоряжения
Минпросвещения России от 06.08.2020
№ Р-75.
На занятиях развиваются и
совершенствуются речевые и неречевые
процессы, проводится профилактика и
коррекция речевой деятельности,
развиваются различные функции речи.
В работе используются упражнения и
игры, которые развивают речевое,
зрительное и слуховое внимание,
подвижность артикуляционного
аппарата и позволяют скорректировать
звуки.
В рамках пропедевтической работы
учитель-логопед занимается с детьми
младшего возраста, у которых нет
сильных отклонений в устной и
письменной речи. Формирует у детей:
мелодику речи;
навыки постановки логического
ударения;
умение управлять темпом и
ритмом речи, чтобы выделять
значимую информацию, точно
передавать в речи свои мысли
и чувства
Контрольнооценочный
Учитель-логопед
оценивает результаты
занятий, прогресс
ребенка
Специалист отслеживает процесс
автоматизации звука в разговорной
речи, на занятиях, уроках, иных
мероприятиях.
Критерии оценивания:
правильно ли ребенок
произносит все звуки родного
языка;
слышит ли он и умеет ли
находить заданный звук в
потоке звуков, слогов, слов и в
предложении;
автоматически ли ребенок
пользуется поставленными
звуками в свободной речи;
правильно ли произносит
слоговые ряды и пары слов;
может ли воспроизводить слова
сложной слоговой структуры
Периодичность проведения логопедических занятий для воспитанников, имеющих риск
возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики,
определяется учителем-логопедом самостоятельно с учетом мнения родителей
учащихся. Предельная наполняемость групп при проведении групповых занятий с
такими воспитанниками составляет 8 человек.
Ожидаемые результаты внедрения психолого-педагогического сопровождения
воспитанников
1. Психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм
организации образовательного процесса на разных возрастных этапах.
2. Обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития
воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
3 Достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности
педагогических и административных работников, родительской общественности.
4 Обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе
реализация индивидуальных образовательных траекторий и психологического
сопровождения образовательного процесса.
5. Функционирование системы мониторингов возможностей и способностей
воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми
образовательными потребностями.
6. Сформированность коммуникативных навыков воспитанников.
7. Вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование,
коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).