Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 174 (МБДОУ - детский сад № 174) СОГЛАСОВАНО первичной профсоюзной организацией МБДОУ - детский сад № 174 (протокол от 14.03.2023) УТВЕРЖДЕНО приказом МБДОУ - детский сад № 174 от 14.03.2023 № 10 Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в помещениях и на детских площадках МБДОУ - детского сада № 174 Екатеринбург, 2023 Настоящая Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках разработана на основании положений ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28, Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках, утв. Минпросом РСФСР 30 августа 1955 г., и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность дошкольных образовательных организаций. 1. Общие требования безопасности 1.1. Воспитатели и иные работники МБДОУ - детского сада № 174 (далее - детский сад) обязаны знать и соблюдать: - санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций; - правила пожарной безопасности; - правила дорожного движения; - правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим; - настоящую Инструкцию. 1.2. Воспитателю запрещается оставлять детей без присмотра. 1.3. Воспитатель обязан знать состояние здоровья, группу здоровья каждого ребенка, вести педагогическую деятельность с учетом его индивидуальных способностей, возможностей, здоровья. 1.4. Воспитатель ежедневно до начала работы должен сделать осмотр групповой комнаты, туалета, умывальной комнаты, спальни, приемной, буфетной. Обо всех неисправностях мебели, оборудования или помещений необходимо немедленно поставить в известность заместителя заведующего по административно-хозяйственной части и (или) заведующего детским садом. 1.5. Воспитатель обязан немедленно информировать заведующего детским садом обо всех происшествиях, угрожающих жизни и здоровью воспитанников, в том числе фактах травмирования, резкой интоксикации, ухода ребенка из детского сада воспитатель. Воспитатель и младший воспитатель несут дисциплинарную ответственность в случаях сокрытия от заведующего детского сада и родителей фактов травмирования, резкой интоксикации, самовольного ухода детей и других происшествий, угрожающих жизни и здоровью воспитанников. 2. Охрана жизни и здоровья детей во время их нахождения в помещениях детского сада 2.1. Все открывающиеся окна должны открываться внутрь, закрепляться замками-блокираторами для защиты от самостоятельного открывания детьми. Запрещено открывать окна без замков-блокираторов для защиты от самостоятельного открывания детьми, без использования москитных весной, летом. Воспитатель и младший воспитатель несут дисциплинарную ответственность в случаях открытия ими окон, без замков-блокираторов для защиты от самостоятельного открывания детьми, без использования москитных сеток. 2.2. Воспитатель и (или) медицинский работник, замещающий педагог проводит ежедневный утренний прием детей. В ходе приема необходимо опросить родителей о состоянии здоровья детей, а также провести бесконтактную термометрию в целях выявления детей с признаками инфекционных заболеваний (ОРВИ, ОКИ, др.), проконтролировать подпись родителей в журнале утреннего приема с отметкой об удовлетворительном состоянии здоровья ребенка. 2.3. Воспитателю или замещающему педагогу запрещено принимать в группу заболевших детей, а также детей с подозрением на наличие инфекционного заболевания к посещению детского сада. Необходимо направить к медицинскому работнику для разрешения к допуску в детский сад. 2.4. Медицинский работник или дежурный администратор изолирует заболевших в течение дня детей от здоровых детей (временно размещает в изоляторе) под присмотром свободного педагога до прихода родителей или направляет в медицинскую организацию. 2.5. Воспитатель, замещающий воспитатель обязан требовать медицинскую справку о разрешении посещать детский сад воспитаннику после перенесенного им заболевания. 2.6. Воспитатель, замещающий воспитатель обязан организовать режим дня воспитанников, соответствующий режиму, установленному образовательной программой детского сада. 2.7. Персонал обязан систематически проводить технические осмотры здания, в том числе осмотр штукатурки потолков, прочности балок, полов, лестниц, оконных рам, вентиляционных установок, электроарматуры, санитарно-технических установок в уборных. 2.8. Персонал обязан осуществлять систематический контроль за исправностью водопровода, канализации, следить за устойчивостью и исправностью фрамуг, форточек, физкультурных приборов, мебели. 2.9. Стены помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. 2.10. Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья детей. 2.11. Портреты, картины огнетушители, шкафы для игрового строительного материала, вешалки для одежды и полотенец должны прочно прикрепляться к полу или стене. 2.12. Запрещается вбивать гвозди на уровне роста детей в помещении детского сада, навесов на участке. 2.13. Подставки для цветов в групповых комнатах должны быть устойчивые. 2.14. Дети обеспечиваются мебелью в соответствии с их ростом и возрастом с учетом гигиенических и педагогических требований. Функциональные размеры мебели должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническим регламентом. 2.15. Воспитатель, замещающий воспитатель обеспечивает цветовой маркировкой в мебель соответствии с ростовой группой, которая наносится на боковую наружную поверхность стола и стула. 2.16. В игровых комнатах для детей от 1,5 лет и старше столы и стулья устанавливаются согласно общему количеству детей в группах. 2.17. Для организации настольных игр для детей допускается использовать подоконные ленточные и учебные столы. 2.18. При оборудовании групповой комнаты соблюдают следующие требования: - обеспечивается наличие естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения; - для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места; - при использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастного цвета по отношению к цвету доски. 2.19. Детей рассаживают с учетом роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью - за первые столы, соответствующие их росту. 2.20. Вновь приобретаемое оборудование, игры и игрушки для детей должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. 2.21. Используемое оборудование должно быть исправным и предусматривать возможность его мытья с применением моющих и дезинфицирующих средств. Мытье игрушек и оборудования проводится в конце рабочего дня. 2.22. Электронные игры и игрушки рекомендуется ежедневно дезинфицировать в соответствии с рекомендациями производителя. 2.23. При установке в помещениях телевизионной аппаратуры расстояние от ближайшего места просмотра до экрана должно быть не менее 2 метров. Стулья устанавливают с расстоянием между рядами 0,5-0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста. 2.24. Не следует размещать аквариумы, животных, птиц в помещениях групповых комнат. 2.25. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года. Проветривание в присутствии детей не проводится. 2.26. Воспитатель и иные работники обязаны следить за влажностью воздуха, температурным режимом и освещением в групповом помещении. 2.27. Контроль температуры воздуха во всех помещениях, предназначенных для пребывания детей и молодежи, осуществляется с помощью термометров, прикрепленных на внутренней стене на высоте 0,8-1,2 м в зависимости от роста детей. 2.28. В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна. 2.29. В детском саду должны быть вывешены на видном месте адреса и номера телефонов: заведующего детским садом, врача, пункта скорой помощи, пожарного депо. 2.30. Персонал детского сада должен быть подготовлен к оказанию первой помощи при внезапном заболевании ребенка или несчастном случае. 2.31. При организации питания детей должны быть соблюдены требования санитарных правил к условиям хранения пищевых продуктов, приготовлению и реализации блюд и кулинарных изделий, к составлению меню, организации питьевого режима. 2.32. Запрещается приносить в групповые комнаты кипяток. 2.33. Запрещается мытье столовой и чайной посуды в присутствии детей. 2.34. Во избежание желудочных заболеваний и пищевых отравлений медицинская сестра и заведующий детским садом должны ежедневно контролировать доброкачественность выдаваемых на кухню продуктов. 2.35. Обязательна ежедневная проба пищи ответственным за питание, врачом или медицинской сестрой перед подачей ее детям. 2.36. Во избежание попадания костей в суп нужно строго следить за тем, чтобы мясные и рыбные бульоны процеживались. 2.37. Нельзя пользоваться посудой с осыпающейся эмалью, столовой и чайной посудой с отбитыми краями. 2.38. Каждый ребенок должен иметь индивидуальную расческу, полотенце. 2.39. В групповой комнате должна находиться медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи. Лекарства, дезинфекционные средства нужно держать в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте. 2.40. Иглы, булавки следует держать в недоступном для детей месте. Ножницы для занятий с детьми должны быть с тупыми концами. Пользоваться ими дети могут только под руководством и наблюдением воспитателя. 2.41. Электропроводка недоступными для детей. должна быть изолированной, электроприборы - 2.42. Запрещается посылать детей с какими-либо поручениями без присмотра. Запрещается брать детей на пищеблок за получением питания, поручать выносить мусор, отходы к общему контейнеру, доверять детям мыть полы и посуду. 2.43. В процессе занятий и других видов детской деятельности необходимо организовать обучение детей правилам безопасного поведения в быту, на улице и в самом детском саду. 2.44. Организация режима дня детей, воздушно-тепловой режим помещений, водоснабжение, естественная и искусственная освещенность, содержание помещений, прием детей, прохождение медицинских осмотров персоналом, основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом, должны соответствовать требованиям санитарных правил. 3. Требования безопасности по окончании работы в групповых помещениях 3.1. По окончании занятий воспитателю необходимо: - сообщить подменному воспитателю или другому подменному педагогу о количестве детей, состоянии их здоровья, текущих делах, кого из детей забрали; - привести в порядок свое рабочее место и рабочие места воспитанников; - выключить демонстрационные, электрические приборы; - убрать документацию, пособия, оборудование, использованное на занятии, в специально предназначенные места; - привести в порядок помещение (убрать игрушки, пособия, проверить расстановку мебели, размещение детских вещей); - вымыть игрушки; - проветрить помещение; - закрыть окна, фрамуги, выключить свет, закрыть входные двери. 4. Охрана жизни и здоровья детей во время их нахождения на детских площадках 4.1. При организации прогулок следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для всех сезонов: - падение с горок, "шведских стенок" в случаях отсутствия страховки воспитателя; - травмирование торчащими из земли металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр; - укусы животных (собак, кошек); - порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.; -травмирование при открывании и закрывании крышки песочницы; - травмирование ног воспитанников при наличии ямок и выбоин на участке, спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя; - травмы, ушибы при катании на качелях, каруселях; - травмы, ушибы во время игр на хозяйственном дворе, возле складов, мусорных контейнеров и пр.; - самовольный уход воспитанника за пределы детского сада. 4.2. Требования безопасности перед началом прогулки в весенне-осенний период: - устранять наличие на участке застоялых вод после дождя; - своевременно обрезать кусты и деревья, не допускать сломанных, торчащих веток; - ежедневно утром подметать участки (младший воспитатель), убирать мусор и другие опасные предметы; - весной проводить декоративную обрезку кустарника, вырубку сухих и низких веток деревьев и молодой поросли. 4.3. Требования безопасности перед началом прогулки в зимний период: - крыши всех построек очищать от снега, сосулек (здание детского сада, павильона); - дорожки, детские площадки, ступеньки, наружные лестницы, крыльцо очищать от снега, льда, посыпать песком. 4.4. Требования безопасности перед началом прогулки в летний период: - еженедельно своевременно проводить работы по очистке участка детского сада и прилежащей территории от сорных злаков, трав, растений аллергической направленности; - уничтожать ядовитые грибы, ягоды и растения (иметь перчатки и необходимый уборочный инвентарь); - ежедневно утром и во второй половине дня необходимо поливать прогулочную площадку, затем производить уборку. 4.5. Каждый воспитатель и все замещающие его педагоги должны хорошо знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие на территории детского сада, и учить детей узнавать их на картинках, иллюстрациях, разъяснять детям опасность отравления ими. 4.6. Возможность выхода на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха следует согласовать с медицинской сестрой. 4.7. Воспитатель должен осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям. 4.8. Воспитатель должен напоминать детям правила безопасного поведения при выходе на прогулку и при заходе в помещение детского сада: не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме по лестнице держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути, и др. 4.9. Дети должны быть всегда обеспечены запасными вещами на случай непогоды, которые для этого заранее приносят родители. 4.10. Участок детского сада должен быть обнесен изгородью, высотой не менее 2 м. 4.11. На участке не должно быть опасных для детей предметов (неоструганных досок, ящиков с торчащими гвоздями, обрывков электропровода, битого стекла, посуды). 4.12. Физкультурные приборы на участке (вышки, горки, лесенки и т. п.) должны быть устойчивыми, иметь прочные рейки, перила. 4.13. Воспитатели должны обеспечить тщательное наблюдение за тем, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка нужно немедленно отправить на его поиски работника детского сада, а также сообщить об уходе ребенка заведующему, в ближайшее отделение полиции и родителям. 5. Требования безопасности по окончании прогулки 5.1. По окончании прогулки воспитателю необходимо: - организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1-я подгруппа проходит и раздевается под присмотром младшего воспитателя, 2-я - под присмотром воспитателя); - очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега, грязи, песка; - проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики; - при необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье; - организовать выполнение гигиенических процедур (посещение туалета, мытье рук с мылом, в теплый период года - мытье ног, принятие душа); - обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время; - привести в порядок выносной материал и игрушки (очистить от земли, песка, снега); - вымыть и убрать в специально отведенное место выносной материал, игрушки. 6. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях 6.1. При возникновении пожара необходимо: - немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану с указанием наименования детского сада, адреса места его расположения, места возникновения пожара, а также фамилии сообщающего информацию; - эвакуировать воспитанников (согласно плану эвакуации) из помещения, закрыв все форточки, окна (с целью нераспространения быстрого огня); - сообщить о пожаре заведующему; - при необходимости и возможности отключить электроэнергию; - при условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры по тушению пожара в начальной стадии и сохранности материальных ценностей. 6.2. При получении травмы ребенком необходимо: - немедленно оказать первую помощь пострадавшему, устранить воздействие на него повреждающих факторов, угрожающих жизни и здоровью (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду, убрать травмирующий предмет и др.); - выполнять мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение); - поддерживать основные жизненные функции пострадавшего ребенка до прибытия медицинского работника; - сообщить об этом администрации детского сада, медицинской сестре, родителям (законным представителям), при необходимости отправить пострадавшего в ближайшую медицинскую организацию. 6.3. При возникновении непредвиденных ситуаций следует: - обеспечить безопасность детей; - сообщить администрации о случившемся, при необходимости успеть оказать первую помощь при несчастном случае; - при необходимости сообщить в службы спасения. 6.4. При аварии (прорыве) системы отопления необходимо немедленно удалить воспитанников из помещения, сообщить о происшедшем администрации. 6.5. Все сотрудники, временно заменяющие на группе воспитателя, берут на себя функции по спасению детей.