ДООП Акробатика МДОО 174 на 2023-2024 год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
– детский сад №174
СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
(протокол от 31.08.2023 № 6)

Утверждена приказом
МБДОУ-детского сад № 174
от 31.08.2023 № 30

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Акробатика»

Направленность: физкультурно –
спортивная
Возраст обучающихся: от 4 до 7 лет
Уровень программы: стартовый
(ознакомительный)
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Тюрькина Анастасия Викторовна,
педагог дополнительного образования
МБДОУ – детского сада №174

Екатеринбург, 2023
1

Содержание
Раздел 1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

6

1.3.

Содержание программы

6

1.4.

Планируемые результаты

9

Комплекс организационно-педагогических условий

11

2.1.

Календарный учебный график

10

2.2.

Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение

11

2.3.

Формы аттестации

12

2.4.

Контрольно-измерительные материалы

12

2.5.

Методические особенности организации образовательного
процесса
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

13

Список литературы

16

Раздел 2.

2.6

2

15

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Акробатика» имеет физкультурно –
спортивную направленность, соответствует следующим основным нормативно-правовым
актам в сфере дополнительного и дошкольного образования детей:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей».
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018
N 52831).
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые программы)»).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
«Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573.
Актуальность
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья. В период от трех до семи
лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью,
поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. С каждым
годом растет количество детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями,
ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности
органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
Недостаточная двигательная активность детей делает дополнительные занятия по
акробатике просто необходимыми. С помощью акробатики развиваются и
совершенствуются не только физические качества; ориентировка в пространстве,
точность и координация движений, сила, ловкость, быстрота реакций, гибкость,
совершенствуется вестибулярный аппарат, воспитывается чувство равновесия, но и
психологические качества; смелость, воля, настойчивость, трудолюбие.
3

Согласно современным требованиям, целью образования является всестороннее развитие
ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при
сохранении и укреплении здоровья, поэтому в содержание программного материала
включены современные здоровьесберегающие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья (стретчинг, ритмопластика,
подвижные игры, дыхательная гимнастика);
- технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж, самостраховка);
- коррекционные технологии (технологии музыкального воздействия).
Актуальность данной программы заключается в том, что она соответствует
социальному заказу на формирование здорового образа жизни и физического развития
современных детей.
Отличительные особенности программы, новизна
Отличительная особенность программы по спортивной акробатике заключается в том,
что это адаптированная под детский возраст программа, которая учитывает, что вид спорта
включает в себя сложно – координационные элементы с танцевальными движениями.
Спортивная акробатика один из популярных и зрелищных видов спорта. Преимущества этого
вида спорта в том, что занятия можно начинать в раннем детстве, в возрасте 4-7 лет.
Акробатика охватывает большой возрастной диапазон занимающихся, включает разнообразие
средств, способов, видов, методов, методических приёмов, направленных на успешное
освоение и качественное исполнение упражнений. Этому способствуют такие виды
подготовки, как: специально – физическая, техническая, хореографическая, функциональная,
психологическая, теоретическая.
Адресат программы
Программа адресована детям от 4 до 7 лет. Для обучения принимаются все желающие,
предоставившие справку о состоянии здоровья.
Краткая характеристика возрастных особенностей физического развития детей 4- 7
лет, учитываемых при реализации программы, чтобы она была результативной.
Характеристика физического развития детей четвертого года жизни. В младшем
дошкольном
возрасте
происходит
физическое
развитие
детского
организма,
совершенствуются все физиологические функции и процессы.
По сравнению с ранним возрастом, движения детей четвертого года жизни становятся
более разнообразными и координированными. Они активно двигаются, часто упражняются в
ходьбе, беге, прыжках, ползании и лазании, катании, бросании и ловле предметов.
Однако большинство детей не в полной мере согласуют движения рук и ног в процессе
ходьбы и бега. Дети в этом возрасте часто опускают голову и плечи, смотрят себе под ноги,
походка остается еще тяжелой.
Характеристика физического развития детей пятого года жизни. На пятом году
жизни происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все
физиологические функции и процессы.
4

У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят
преднамеренный и целеустремленный характер. Детям интересны наиболее сложные
движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности
выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных движений, которые
становятся более координированными. Достаточно хорошо освоены разные виды ходьбы. У
детей оформляется структура бега, отмечается устойчивая фаза полета. Однако беговой шаг
остается еще недостаточно равномерным, скорость невысока, отталкивание не сильное, полет
короткий.
Внимание детей приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется
зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они уже способны различать разные виды
движений, представляют себе их смысл, назначение, овладевают умением выделять наиболее
существенные элементы, выполнять их в соответствии с образцом.
Характеристика физического развития детей шестого года жизни. На шестом году
жизни совершенствуется физическое развитие детей: стабилизируются физиологические
функции и процессы, укрепляется нервная система.
Детям 5-6 лет свойственна высокая потребность в движениях. Двигательная активность
становится все более целенаправленной, зависимой от эмоционального состояния и мотивов
деятельности. Дети овладевают сложными видами движений и различными способами их
выполнения, а также некоторыми элементами техники. Во время ходьбы у большинства детей
наблюдаются согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг и хорошая
ориентировка в пространстве. Бег пятилетнего ребенка отличается хорошей координацией
движений, прямолинейностью, возрастающей равномерностью и стремительностью. К шести
годам бег становится правильным: поза непринужденная, голова приподнята, плечи не
разворачиваются, движения рук и ног хорошо согласованы. Дети уже владеют разными
способами бега.
Характеристика физического развития детей седьмого года жизни. На седьмом
году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма: стабилизируются все
физиологические функции и процессы, совершенствуется нервная система, повышается
двигательная культура.
Движения детей 6-7 лет становятся все более осмысленными, мотивированными и
целенаправленными. Старшие дошкольники осознанно упражняются в различных действиях,
пытаются ставить двигательную задачу, выбирая разные способы ее решения. В процессе
выполнения двигательных заданий проявляют скоростные, скоростно-силовые качества,
гибкость, ловкость и выносливость. К семи годам улучшается гибкость, возрастает амплитуда
движений, отмечается высокая подвижность суставов за счет эластичности мышц и связок.
Отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений и
времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся
движений. Значителен прирост физической работоспособности и выносливости.

5

Особенности организации образовательного процесса,
формы и режим образовательной деятельности
Объём и срок освоения программы
Объем обучающей части программы – 72 часа (учебно-тематический план)
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Цель и задачи программы
Цель программы «Акробатика» - развить у детей интерес к систематическим
занятиям по акробатике в доступной для них форме
Задачи.
Образовательные:
1.
2.
3.
4.

Обучение акробатическим упражнениям;
Развивать двигательные умения и навыки выполнения упражнений;
Обеспечить осознанное овладение движениями;
Сформировать специальные компетенции в области акробатики.

Развивающие:
1.
2.
3.
4.

Развивать физические качества и способности;
Формировать эстетические качества;
Содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике;
Содействовать формированию навыков самоконтроля, самостраховки.

Воспитательные:
1. Формировать познавательный интерес и желание заниматься спортом;
2. Воспитывать сознательной дисциплины, воли;
3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в совместной двигательной
деятельности;
4. Побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата,
стремления к качественному выполнению движений.
Содержание программы
В учебно-тематическом плане отражается перечень модулей и тем, количество часов
по каждой теме с разбивкой (теоретические и практические виды занятий).
Форма
промежуточного
контроля

Количество часов
№

1.

Название модуля, темы
Название раздела.
Физическая
подготовка

Теория

Практика

3

11

6

Всего
часов
14

Упражнения на развитие
гибкости

1

1.2

Упражнения на развитие
силы, ловкости и
координации

1

4

5

1.3

Упражнение на
формирование осанки

1

3

4

2.

Название раздела.
Специальная
подготовка

1

9

10

2.1

Ритмикогимнастические
упражнения
Упражнения с
гимнастическими
предметами
Название раздела
Акробатика
Акробатические
упражнения (упоры,
седы, группировки,
перекаты)
Акробатические
упражнения (стойки,
кувырки)
Акробатические
упражнения (хваты,
баланс, прыжки)
Творческая
деятельность
Создание
акробатической связки с
музыкальным
сопровождением
Расчет количества
часов ведется на одну
группу

1

4

5

1

4

5

3

37

40

1

12

13

1

13

14

1

12

13

-

8

8

-

8

8

1.1

2.2

3.

3.1

3.2

3.3

4.
4.1

4

5
Тест

Зачет

Зачет

Открытое
занятие
8

64

72

Раздел: «Физическая подготовка»
Тема: Развитие гибкости.
Теория: Понятие- гуттаперчевый человек
Практика:
1.Наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево;
2.Высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой;
3. Широкие стойки на ногах;
4.Комплексы общих развивающих упражнений, включающие максимальное сгибание
туловища в стойках и в «седах».
7

5.Индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости; тестовые
упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах;
Тема: Развитие силы, ловкости, координации.
Теория: «Быть ловким и сильным, значит быть красивым».
Практика:
1.Преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки;
2.Перелезание через горку матов и другие препятствия;
3.Воспроизведение заданной игровой позы;
4.Ходьба по гимнастической скамейке;
5.Передвижения на носках, с поворотами и подскоками;
6.Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным
ориентирам.
7.Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних участков тела на
другие, равновесие «ласточка»;
8.Жонглирование малыми предметами; (мячами).
Тема: Формирование осанки.
Теория: «Осанка и здоровье человека»
Практика:
1.Упражнения на проверку осанки;
2.Ходьба на носках, с заданной осанкой;
3.Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета; жонглирование на
ограниченной опоре;
4.Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных
участков тела;
5.Ходьба под музыкальное сопровождение;
6. Танцевальные движения;
Раздел: «Ритмико-гимнастические упражнения»
Тема: Элементы музыкальной грамоты.
Теория: Понятие о характере музыки; (бодрый, весёлый, печальный, грустный), темпе
движений при музыкальном сопровождении (быстро, медленно, умерено).
Элементы танцевальной и хореографической подготовки;
Практика:
Ритмические и гимнастические упражнения, простейшие построения и перестроения,
изучение основных позиций и движений, музыкальные игры для дошкольников.
Раздел: «Упражнения с гимнастическими предметами»
Тема: Названия и назначение гимнастических предметов. (Скакалка, обруч, мяч
гимнастическая лента, булава).
Теория:
Знания терминологии и применение гимнастических предметов (удержание, броски, ловля,
перебрасывание, катание, перекатывание).
8

Практика:
Общеразвивающие упражнения с мячами, гимнастическими палками, скакалками обручами,
простейшие танцевальные упражнения и музыкальные игры с предметами.
Раздел: «Акробатика»
Тема: «Акробатика как средство физической культуры и укрепления здоровья»
Теория: Терминология акробатических упражнений.
Практика:
Упоры (присев, лежа, согнувшись); Седы (на пятках, углом);
Группировки, перекаты в группировке;
Стойки на лопатках (согнув и выпрямив ноги); Кувырки вперед (назад);
«Мост» из положения лежа на спине, «шпагаты» и складки; Парная акробатика;
Хваты, основы балансирования, силовые упражнения; Акробатические прыжки.
Раздел: «Творческая деятельность».
Тема: «Игры и игровые упражнения в акробатике»
Теория:
Названия игр на развитие и формирование творческого воображения: образно-игровые;
сюжетно-игровые; предметно - игровые, подражательного действия. Дидактические игры с
движениями по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, игры – загадки.
Практика: Игра «У медведя во бору», «Медведь и пчёлы», «Лошадки», «Лохматый пёс»,
«Два Мороза», «Цапля», «Сказочный базар», «Игровая площадка».
Планируемые результаты
Выпускники программы должны уметь применять полученные знания, умения и
навыки в повседневной жизни. Данные умения являются ранними предпосылками для
вступления детьми в дальнейшем в детско-спортивные юношеские школы, для получения
разряда и звания. Взрослые выпускники данного направления должны уметь применять в все
полученные знания (теория и практика), занимаясь физической культурой (спортом), как
самостоятельно, так и под руководством педагога.
Образовательные результаты.
Обучающиеся получат опыт (выполнение акробатических упражнений):
будут уметь:
- выполнять простые и сложные элементы акробатики и сочетать их в комбинации;
- использовать полученные знания (теоретический и практический материал) для
самостоятельных занятий;
- осознанно владеть движениями и создавать уникальные акробатические связки.
Развивающие результаты.
Будут созданы условия для развития у обучающихся:

9

- мотивации к самостоятельным занятиям по акробатике;
- пространственных ориентировок в статике и динамике;
- самоконтроля и дисциплины при занятиях спортом.
Воспитательные результаты.
Будут созданы условия для воспитания у обучающихся:
- чувства уверенности при выполнении упражнений;
- познавательного интереса и желание заниматься спортом систематически;
- доброжелательного отношения к сверстникам в совместной двигательной активности;
- проявления настойчивости при достижении конечного результата и стремления к
качественному выполнению движений.

10

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет количество учебных недель и количество
учебных дней, даты начала и окончания учебных этапов; определяет даты проведения занятий
для каждой группы, является приложением к учебно-тематическому плану.
Месяц

1.1

Сентябрь

1.2

Октябрь

1.3

Ноябрь

2.1

декабрь

2.2

январь

3.1

февраль

3.2

март

3.3

апрель-май

4.1

июнь

Число

Время проведения
16:10-16:20 (теория)
16:20-16:40 (практика)
16:10-16:20 (теория)
16:20-16:40 (практика)
16:10-16:20 (теория)
16:20-16:40 (практика)
16:10-16:20 (теория)
16:20-16:40 (практика)
16:10-16:20 (теория)
16:20-16:40 (практика)
16:10-16:20 (теория)
16:20-16:40 (практика)
16:10-16:20 (теория)
16:20-16:40 (практика)
16:10-16:20 (теория)
16:20-16:40 (практика)
16:10-16:40 (практика)

Количество
часов

Место
проведения

5
5
4
5
5
13
14
13

Музыкально-физкультурный зал

№
занятия

8

2.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
Занятия по дополнительной образовательной программе проводятся в музыкальнофизкультурном зале. Перед каждым занятием зал проветривается, проводится влажная уборка.
Инвентарь: гимнастические маты и коврики, гимнастическая скамейка, мячи, обручи,
ленточки, флажки, скакалки и т.д.
Технические средства: музыкальный центр, колонки или портативная колонка
Требования к одежде детей: костюм для занятий должен быть удобным, достаточно
эластичным, чтобы не сковывать движения; желательно, чтобы костюм был красивым – это
подтягивает, побуждает красиво двигаться, сохранять правильную осанку; гимнастический
купальник подойдет для занятий девочкам или эластичные плавки и маечка, а шорты в
сочетании с майкой могут служить костюмом для мальчиков; заниматься лучше в чешках,
носках или босиком; длинные волосы, чтобы не мешали выполнять упражнения необходимо
собрать в пучок/хвост на затылке.
Кадровое обеспечение
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы необходимы педагоги
дополнительного образования или воспитатели. Требования к образованию: высшее
11

образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп
направлений
подготовки
высшего
образования
и
специальностей
среднего
профессионального образования "Образование в области физической культуры" либо высшее
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Стремительные темпы инновационных подходов, здоровьесберегающих технологий
требуют непрерывного образования от педагогов (повышения квалификации,
самообразования, обмена опытом), повышения педагогических компетенций по
использованию активных методов обучения.
2.3. Формы аттестации
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.75) и приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено.
Оценка образовательных результатов, обучающихся по итогам реализации
дополнительной общеразвивающей программы носит вариативный характер. Инструменты
оценки достижений детей должны способствовать росту их самооценки и познавательных
интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности. В конце учебного года
могут проводиться открытые занятия.
Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах,
развлечениях и спортивных праздниках.
Для контроля над эффективностью программы, для оценки уровня физических качеств,
для определения оздоровительного эффекта внесения дальнейших корректив в программу и
получения максимально положительного результата, проводится мониторинг.
Успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и
технической, но и от волевой подготовки детей. Обучая, следует воспитывать умение
преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.
2.4. Контрольно-измерительные материалы
Мониторинг освоения программы проводится 2 раза в учебном году (октябрь и май). В
рамках реализации программы разработаны критерии уровня умений выполнять
акробатические упражнения.
Всего представлено 5 упражнений, которые определяют уровень физической
подготовленности занимающихся:

12

Общий
уровень

Переворот
боком

Общее
количество
баллов

Акробатические упражнения
Фамилия, Ласточка Стойка Мостик Стойка
имя
на
на руках
ребенка
лопатках
с опорой

Уровни освоения программы воспитанниками:
Высокий уровень - ребенок выполняет акробатическое упражнение самостоятельно – 2;
Средний уровень - ребенок выполняет при незначительной помощи взрослого – 1;
Низкий уровень - ребенок выполняет упражнение со значительной помощью взрослого или не
выполняет - 0.
Общий уровень
Высокий уровень - 8 - 10
Средний уровень - 4 - 7
Низкий уровень - 0 - 3
Условные обозначения:
Н – начало учебного года;
К – конец учебного года
Формы подведения
программы: диагностика.

итогов

реализации

дополнительной

образовательной

2.5. Методические особенности организации образовательного процесса
Учебное занятие по дополнительно образовательной программе делится на три
составляющие: подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть имеет собственные задачи:
1. Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе
(настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к
выполнению упражнений основной части занятия.)

13

2. Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умение выполнять
двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного
напряжения, овладение школой движения.
Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства:
строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные
игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений, упражнения с высокой
интенсивностью выполнения в подготовительную часть включать; нецелесообразно, т.к. они
могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи
развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.
Основная часть содержит следующие задачи:
1.Формирование
двигательных навыков.

жизненно

необходимых

и

специальных

(акробатических)

2. Развитие волевых и физических качеств детей.
Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем
упражнений прикладные, акробатические и вольные.
Заключительная часть. Основными ее задачами являются подготовка организма детей
к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом.
В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения
(ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию,
спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения,
способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).
Используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой;
воспитания: убеждения, поощрения, стимулирования, создание ситуации успеха.
В образовательном процессе применяются такие педагогические технологии:
- Технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях
педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают
оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
- Технология развивающего обучения – это обучение, при котором главной целью
является не только приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для
развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и
отношения между людьми, при котором учитываются и используются закономерности
развития, уровень и способности индивидуума.
- Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения
здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время
обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
Использование перечисленных технологий характеризует целостный образовательный
процесс и является формой организации творчества детей, где каждый ребенок не только
14

обеспечивается полной свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной
стратегии, отборе средств выражения, планирования деятельности.
2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Познавательные

Информационные

Формы
взаимодей
ствия с
семьей

Традиционные
- родительское собрание
(организованное
ознакомление родителей
с задачами, содержанием
Программы).

Месяц

октябрь

Инновационные

- презентация
Сентябрь - октябрь
Программы
(размещение
информации о
содержании работы с
детьми на
официальном сайте
детского сада).

тематические
семинарыконсультации (ответы на Октябрь - июнь практикумы (с целью
интересующие вопросы
повышения
родителей);
компетентности
индивидуальные беседы
родителей в вопросах
и консультации
развития
акробатических
движений детей 4-7
лет);
участие родителей в
спортивных
занятиях, праздниках.

15

Месяц

Декабрь
Февраль
Июнь

Список литературы
1. Дыхательная гимнастика. /Дошкольное воспитание, № 2 -1997 г. № 10 1996 г. Статья
Л.В Яковлевой, Р.А.Юдиной по программе «Старт»;
2. Упражнения на гимнастической стенке /Дошкольное воспитание № 10 1996 г. Статья
Л.В Яковлевой, Р.А.Юдиной по программе «Старт»;
3. Акробатические кувырки. Дошкольное воспитание № 6 1996 г. Статья Л.В
Яковлевой., Р.А.Юдиной по программе «Старт»;
4. Акробатические прыжки со скамейки. Дошкольное воспитание № 8 1996 г. Статья
Л.В Яковлевой, Р.А.Юдиной по программе «Старт»;
5. Упражнения в равновесии на снарядах (гимнастической скамейке) Дошкольное
воспитание № 9 1996 г. Статья Л.В Яковлевой., Р.А.Юдиной по программе «Старт»;
6. Подтягивание на турнике. Дошкольное воспитание №11 1996 г. Статья Л.В
Яковлевой, Р.А.Юдиной по программе «Старт»;
7. Акробатические упражнения. Дошкольное воспитание № 5 1996 г. Статья Л.В
Яковлевой, Р.А.Юдиной по программе «Старт»;
8. Упражнения на кольцах. Дошкольное воспитание № 7 1996 г. Статья Л.В Яковлевой,
Р.А.Юдиной по программе «Старт»;
9. Физическая культура для детей от 2 до 9 лет/ составитель Е.Кулагина. - М.: Астрель:
АСТ, Ф50 2010.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».