ДООП Волшебная флейта МДОО 174 на 2023-2024 уч.год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 174

СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
(протокол от 31.08.2023 № 6)

Утверждена приказом
МБДОУ-детского сад № 174
от 31.08.2023 № 30

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
ПРОГРАММА
«Волшебная флейта»

Направленность: художественная
Возраст обучающихся: от 5 до 7 лет
Владимировна
Срок реализации программы: 1 год
образования
Уровень программы: стартовый
(ознакомительный)
Вид программы: модифицированная

Автор-составитель программы
Мазухина Лариса
педагог дополнительного
МБДОУ – детский сад № 174

Екатеринбург, 2023
1

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пояснительная записка
Цели и задачи программы обучения дошкольников игре на блокфлейте
Тематический план
Структура проведения занятия
Формы организации учебно-воспитательного процесса
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемый
для исполнения на блокфлейте в течение учебного года
Содержание программы
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы

2

3
4
5
5
6
7
7
8
9

1. Пояснительная записка
Обучение игре на блокфлейте включает в себя не только освоение специфики владения
инструментом, но и изучение музыкальной грамоты, развитие слуха, чувства ритма, а также
знакомство с историей музыки. Ребенок получает полноценное музыкальное развитие и
приобретает
навыки
игры
на
блокфлейте.
Практическая значимость занятий на блокфлейте подразумевает как физическое, так и
интеллектуальное развитие ребенка. Использование специальных исполнительских
приемов дыхания развивает органы дыхания, постоянная работа над исполнительской
техникой стимулирует развитие беглости пальцев и четкой координации движений. Работа
над произведениями тренирует память ребенка. Знакомство с различными жанрами музыки,
композиторами, с историческими стилями, эпохами и странами во время изучения какоголибо характерного произведения расширяет художественный кругозор ребенка, прививает
ему интерес и любовь к музыке, развивает его творческие способности.
При обучении на блокфлейте немаловажную роль играет ансамблевое исполнительство.
Оно способствует развитию слуха ребенка, его исполнительской техники, позволяет
расширить
круг
изучаемых
произведений.
Программа обучения игре на блокфлейте приобщает детей к искусству музицирования,
развивает эмоциональность, артистизм, музыкально-художественный вкус ребенка.
Воспитывает трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, помогает социально
адаптироваться, формирует исполнительскую культуру.
Программа относится к художественно-эстетической направленности. Программа
составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и является
модифицированной, так как написана с опорой на уже имеющиеся методики и традиции
исполнительства на деревянных духовых инструментах (в частности - на блокфлейте). В
первую очередь это методики обучения игре на флейте, используемые в детских
музыкальных школах, а также традиции преподавания таких профессоров-педагогов как
Ю.Должиков, В.Кудря, Н.Волков, Н.Платонов и т. д.
Отличительные особенности программы в том, что каждый ребенок, независимо от
природных способностей и уровня музыкальной подготовки, может овладеть навыками
игры на блокфлейте.
Программа рассчитана на полноценное развитие ребенка при игре на инструменте. Для
обучения принимаются дети с любыми способностями. На первом занятии у ребенка
проверяется слух, музыкальная память и чувство ритма. Таким образом, педагог составляет
индивидуальный план на каждого ребенка, определяя для себя развитию каких
способностей нужно уделить первоочередное внимание.
Используемые в программе ключевые понятия, в основном, были почерпнуты из
методик различных педагогов, но есть несколько понятий, которые подходят только к
данной программе:
1. Обучаться могут все желающие дети, без учета музыкальных данных.
2. Ребенок может начать обучение с любого возраста.
3. Специфика образовательного процесса. Ребенок даже со средними способностями может
достигнуть определенных результатов в обучении игре на блокфлейте.
Индивидуальный подход педагога к выбору изучаемых произведений помогает ребенку
повысить свой исполнительский уровень за минимальный срок.

3

2. Цели и задачи программы обучения дошкольников игре на блокфлейте.
Цель программы - овладение основными навыками игры на блокфлейте, творческое
развитие личности ребенка.
Задачи:




Обучающие: Обучение детей основным навыкам игры на блокфлейте. Освоение
музыкально-теоретических знаний. Развитие навыков игры в ансамбле.
Воспитательные: При игре в ансамбле привить детям культуру общения, уважение друг
к другу. Сформировать правила поведения в социуме, развить традиции домашнего
музицирования.
Развивающие: Развитие личностных качеств, таких как: самостоятельность, активность,
ответственность, аккуратность, коммуникабельность. А также музыкальных
способностей, музыкальной памяти, мышления. Формирование потребности в
саморазвитии, самосовершенствовании. Развитие музыкальных интересов, вкусов,
потребностей ребенка.

При планировании обучения на блокфлейте учитываются следующие моменты:
- методическая направленность обучения, при которой дети сознательно выполняют
указания педагога, понимают, запоминают способы, приемы, последовательность в работе;
расширение рамок занятия путем включения сольфеджио, ритмических движений,
слушания музыкальных произведений, бесед о музыке; стимулирование активности,
самостоятельности и творчества детей во всех видах их деятельности на занятиях;
- эмоциональная насыщенность уроков;
- использование игр и игровых приемов в проведении занятий;
- проблемное строение занятий, активизирующее внимание, мышление, общее и
музыкальное развитие детей.
Все эти положения остаются неизменными на всех этапах обучения на блокфлейте.
Меняется лишь конкретное содержание, формы и методы работы.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

3. Тематический план
Наименование разделов
Вводное занятие
Постановка дыхания
Развитие навыков исполнительского дыхания
Изучение аппликатуры
Освоение исполнения основных штрихов
Развитие артикуляции
Работа над произведениями
Работа над учебно-тренировочным материалом
(упражнениями, гаммами, этюдами)
Основы музыкальной грамоты 4
Выступления, концерты
Изучение новых метроритмических структур

Количество занятий
1
4
3
4
3
2
10
4

Итого:
4

2
1
2
36

4. Структура проведения занятия
Музыкальное занятие состоит из следующих частей:
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Этапы занятия
Гаммы, упражнения на развитие техники
Нотная грамота, подбор
Творческие игры, транспонирование
Работа над этюдами
Чтение с листа
Работа над репертуаром, обсуждение, беседа о
композиторе, характере, стиле
Работа над ансамблем
Домашнее задание, цель которого – закрепление
соответствующего знания или навыка

Время
5 минут
5 минут
5 минут
5 минут
5 минут
5 минут
5 минут
5 минут

Эта примерная схема занятия воспринимается как модель, которую можно по-разному
изменять, уделяя какому-то виду деятельности на занятии больше или меньше времени в
зависимости от уровня музыкального развития и года обучения.
5. Формы организации учебно-воспитательного процесса
1. Познавательная деятельность: учебное занятие, проведение бесед о музыке; репетиция;
посещение концертов и спектаклей.
2. Творческая деятельность: концертные выступления; участие в конкурсах и фестивалях.
Работа с родителями: открытые занятия, дни открытых дверей; индивидуальные беседы
педагога с родителями; родительские собрания.
Схема построения занятия всегда варьируется. Ребенок активно участвует в учебном
процессе, развивает свое творческое мышление, старается достигнуть хорошего результата.
Блокфлейта — это одна из наиболее распространенных разновидностей продольной
флейты. Многовековая история ее развития началась во времена крестовых походов, когда
блокфлейта попала с Востока в Западную Европу и стала считаться одним из
совершеннейших духовых инструментов.
Сейчас же блокфлейта в основном используется лишь в образовательном процессе.
Освоение навыков игры на блокфлейте подготавливает ребенка к игре на любом другом
музыкальном (духовом) инструменте.
Все дети, независимо от возраста, начинают свое обучение на блокфлейте. После
нескольких занятий, на которых ребенок получает первоочередные знания и умения, к
сольной игре добавляется игра в ансамбле. Это может быть ансамбль: блокфлейта с
фортепиано или же ансамбль из нескольких инструментов. Навыки игры в ансамбле
изучаются во время индивидуальных занятий.
В процессе занятий по программе обучения игре на блокфлейте ребенок научится
правильно брать дыхание, исполнять все ноты в диапазоне полторы октавы, исполнять
гаммы различными штрихами (легато, стаккато, деташе), знать все тональности и играть их
в подвижном темпе. Научиться самостоятельно разбирать нотный текст. Ребенок будет
уметь играть в ансамбле с фортепиано или с другими инструментами. Знать основные
метроритмические структуры.
Уметь настраивать инструмент и следить за интонацией во время игры
В процессе занятий по программе обучения игре на флейте ребенок овладеет приемами
исполнительского дыхания, видами и способами атаки, ровностью и продолжительностью
звуковедения, приемами исполнения нот в разных регистрах, правильной постановкой
5

инструмента и исполнительской техникой пальцев. Научиться интонировать, настраивать
инструмент и следить за его техническим состоянием. Ребенок должен применять все
изученные навыки игры в ансамбле с фортепиано или другими инструментами.
6. Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемый для
исполнения на блокфлейте в течение учебного года
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Произведение
Русская народная песня «В зеленом саду»
В. А. Моцарт «Азбука»;
Д. Б. Кабалевский «Маленькая полька»
A. Красев «Топ-топ»
швейцарская народная песня «Кукушечка»
Й. Гайдн «Песенка»
Ансамбль: русская народная песня «Виноград в саду цветет»
B. А. Моцарт «Аллегретто»
А. Гретри «Спор»
Л. В. Бетховен «Экосез»
Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»
C. Монюшко «Зимняя сказка».
Л. В.Бетховен «Сурок»
Ж. Б. Рамо «Ригодон»
А. Лядов «Танец комара»
Ансамбль: В. А. Моцарт «Менуэт»
Р. Шуман «Мотылек»
Ф. Мендельсон «Песня»
7. Содержание программы

1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой занятий, инструментом,
его устройством, правилами ухода за ним.
2. Постановка дыхания.
Теория: основные принципы исполнительского дыхания на блокфлейте.
Практика: специальные упражнения для развития активного быстрого вдоха и
продолжительного выдоха. Игра длинных звуков.
3. Изучение аппликатуры на блокфлейте.
Освоение рациональной постановки рук, головы.
4. Освоение исполнения основных штрихов на блокфлейте.
Теория: методы артикуляции
Практика: упражнения на различные виды атаки, исполняемые на одном звуке. Обучение
игре различными штрихами.
5. Работа над произведениями.
Теория: простые пьесы, чтение с листа, разбор нотных знаков и обозначений.
Практика: игра пьес как сольно, так и с аккомпанементом.
6. Работа над учебно-тренировочным материалом.
Исполнение гамм, этюдов и разнохарактерных пьес. Работа над различными видами
исполнительской техники.
7. Основы музыкальной грамоты играют важную роль в обучении игре на блокфлейте.
6

Теория: освоение нотной записи, длительностей; освоение простейших метроритмических
размеров, пауз, нюансов;
изучение флейтового диапазона.
Практика: знакомство с различными жанрами произведений; строение основных аккордов
и интервалов; изучение мажорных и минорных гамм.
8. Ансамбль (для программы 1-го года обучения).
9. Развитие навыков чтения с листа, работа над интонацией, игра в ансамбле с другими
инструментами.
10. Репетиции, участие в концертах и конкурсах.
8. Методическое обеспечение программы
Каждое занятие содержит в себе различные виды работ. В каждом занятии соотношение
отдельных разделов точно не регламентировано. В зависимости от условий оно бывает
различным, но во всех случаях всегда соблюдается определенная пропорциональность и
последовательность отдельных разделов.
В целях достижения хорошего качества исполнения, у каждого ребенка воспитывается
большая требовательность к себе. Сознательное усвоение знаний, умений и навыков
предполагает активность обучающегося. На протяжении всего этапа обучения ведется
работа над интонацией, применяются методы индивидуальной и ансамблевой работы,
используются различные упражнения, тюнер и т. д.
Одним из необходимых условий полноценного развития ребенка, воспитания развитой
творческой личности является систематическое обучение музыкальной грамоте и т. д.
Обучение игре на блокфлейте определяется педагогическими и методическими
установками, которыми педагог руководствуется в своей работе.
Форма занятий - индивидуальный урок. Форма работы на уроке - практическая и
теоретическая. Ансамбль - групповое занятие. Форма работы - практическая и
теоретическая.
Игра на блокфлейте - серьезный процесс, требующий концентрации умственных и
физических возможностей ребенка. Обучающийся получает новые умения и навыки. Но
самое главное — это творчество. Поэтому, во время занятия используются приемы,
помогающие ребенку быстрее освоить изучаемый материал. Для работы над ритмом, во
время освоения различных длительностей применяются: маршировка, хлопки в ладоши,
сольфеджирование, ансамблирование (игра с другими инструментами). Дети приходят на
занятия учиться и получать эстетическое удовольствие от всего творческого процесса: то
знакомства с новыми произведениями, общения с педагогом, со своими сверстниками, от
ощущения своего профессионального роста как музыканта-исполнителя.
9. Условия реализации программы
Для успешной реализации программ необходимо следующее:
1.Наличие кабинета, фортепиано.
2.Наличие подставки для нот и нотного материала.
3. Наличие технических средств (метронома, тюнера).
У каждого ребенка имеется индивидуальный инструмент и нотный материал.

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».