ДООП Логоритмика МДОО 174 на 2023-2024 год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №174

СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
(протокол от 31.08.2023 № 6)

Утверждена приказом
МБДОУ-детского сад № 174
от 31.08.2023 № 30

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Логоритмика»

Направленность программы социальногуманитарная
Возраст обучающихся: 2-5 лет
Срок реализации программы: 3 года
Уровень программы: стартовый
(ознакомительный)

Автор-составитель педагог
дополнительного образования
Мельгунова С.А.

г. Екатеринбург, 2023

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи
1.3. Содержание
1.3.1. Учебный план
1.3.2. Учебный (тематический) план
1.4. Планируемые результаты
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Календарный учебный график на 2023-2024 образовательный период
2.2.Условия реализации программы
2.2.1. Материально- технические условия
2.2.2. Кадровые условия
2.2.3. Методическое обеспечение
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2

3
3
14
15
16
17
19
20
21
21
22
22
23
28
30

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.
2.
3.
4.

5.

6.

1.1. Пояснительная записка
Данная программа разработана и составлена на основании нормативно-правовых
документов, регулирующих деятельность дошкольных образовательных учреждений,
реализующих дополнительные образовательные программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Актуальность общеразвивающей Программы
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей
дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих
нарушения речи. Мониторинговые исследования показали, что в Свердловской области за
последние двадцать лет количество детей-логопатов увеличилось более чем в 6 раз.
Причём тяжесть речевых нарушений постоянно возрастает. Уровень речевого развития у
современных детей- дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.
Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную
деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают
овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Преодоление нарушений
звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей
жизни ребёнка. Своевременное устранение недостатков произношения поможет
предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами,
работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача создания такой
артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками
нормативного произношения.
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо
речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них
невротические
проявления:
капризность,
страхи,
колебания
настроения,
впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная
утомляемость, трудности поведения. Наблюдаются патологические движения,
синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности
действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики,
нарушение координации речи с движением.
В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия,
внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных
операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически
плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается
вялость, сниженный мышечный тонус.
Для дошкольников с нарушениями
речи
характерны
недостаточная
3

сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная
неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не
организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и
внимание.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь
общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А.
Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища,
рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ,
языка, нижней челюсти и т.д.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая
способность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных
отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.
В современной логопедии принцип комплексного коррекционного воздействия на
детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того,
что дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный для развития и формирования
речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в период дошкольного
детства, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.
Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы
коррекции речи.
Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных
задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным
средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия
логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и
движения.
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по
преодолению нарушений речи различного генеза у дошкольников открывает
дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в
окружающем
мире,
понимание
смысла
предлагаемых
заданий,
на
способность
преодолевать
трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия не только корректируют
речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевуюсимптоматику.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение,
способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры
головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем,
устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова,
Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической
сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А.
Флоренская).
Реализация данной программы позволит детям с нарушениями речи в комплексе
преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции,
скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в
дальнейшем социализироваться в школе.
При составлении Программы использованы учебно-методические пособия Т.В.
Киселева, Л.А. Манакова «Логопедическая ритмика в системе коррекционноразвивающей работы с детьми 4-5 лет с ТНР», Т.В. Киселева, Л.А. Манакова
«Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 3-4 лет
с ТНР», Н.В. Нищева «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей
работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки».
Адресат программы: дошкольники 2-5 лет, имеющие речевые нарушения
различных уровней сложности, а также нормотипичные дети.
4

Возрастная характеристика речевого развития детей (с 2 до 3 лет)
В 2-3 года Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые
повествовательные или восклицательные предложения. Сложные предложения
появляются нечасто, их образцы должны давать в своей речи родители малыша.
Например, «мы сегодня не пойдём гулять, потому что идёт дождь», или «сейчас мы
почитаем книжку, а потом будем спать». Слова в предложениях у детей третьего года
жизни согласованы по родам и числам, но зачастую встречаются ошибки в падежных
окончаниях.
Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте
уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как. Можно
предложить малышу: «Спроси у бабушки, где машинка?», «Спроси папу, почему чай
горячий?», давая тем самым образцы вопросительного предложения.
Органы произношения на третьем году жизни ребёнка значительно окрепли, мышцы
языка, губ, нижней челюсти работают более слаженно. Однако в звукопроизношении
двухлетних зачастую встречается много трудностей, хотя малыши стараются привести её
как можно ближе к той речи, которая звучит вокруг них.
Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, которые заменяются
свистящими, как более лёгкими по артикуляции (кася – каша, сяпка – шапка, коська –
кошка). Твёрдые звуки могут заменяться мягкими (лапа – ляпа, дай – дяй), при стечении
согласных одна из них не произносится, выпадает, особенно если это такие звуки, как ш,
ж, щ, ц, ч, л, р (стой – той, травка — тавка).
Слова из 3–4 слогов ребёнок укорачивает, меняет слоги местами, пропускает
отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки он произносит безупречно.
Различия между звукопроизношением детей одного и того же возраста к этому периоду
могут быть очень значительным. Одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка,
даже сложный для артикуляции звук р, а другие имеют нечёткую речь с отсутствием
большей части звуков или не имеют речи совсем.
Возрастная характеристика речевого развития детей (с 3 до 4 лет)
В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками
ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны
поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми
является индивидуальное общение.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь
младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода,
игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи:
согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно
экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые
вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об
эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения.
В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям
развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи,
понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного.
Возрастная характеристика речевого развития детей (с 4 до 5 лет)
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка
в общении со взрослыми и сверстниками. Для поддержания сотрудничества, установления
отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные
представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание
сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать
средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию,
ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В большинстве контактов главным
средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные
изменения. В большинстве своем дети этого возраста уже четко произносят все звуки
5

родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи,
придумывания новых слов и выражений («у лысого голова босиком», «смотри, какой
ползук» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты,
сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко
запоминают и сочиняют подобные. Пятилетки умеют согласовывать слова в предложении
и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда,
мебель, посуда. Речь становится более связной и последовательной. Дети могут
пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные
особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного
опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
Характеристика особенностей развития детей с нарушениями речи
Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи
проявляется нарушении
звукопроизношения и фонематического слуха. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией,
дизартрией,
дислалией.
Основные
проявления,
характеризующие
ФФНР: недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же
звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков; замена одних
звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются
простыми; смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в
различных словах.При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР
нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных.
Характер нарушенногозвукопроизношения
у детей
с
ФФНР
указывает
на
низкий
уровень
развитияфонематического восприятия.
Несформированность
фонематического
восприятия выражается в: нечетком
различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к
элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового
состава речи. У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение
высших
психических
процессов:внимание
у таких детей может
быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным
произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и
по специальному заданию переключиться на другой; объем памяти может быть сужен по
сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов,
чтобы запомнить заданный материал; отмечаются особенности в протекании
мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети
могут затрудняться впонимании абстрактных понятий и отношений.
В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют
нарушений фонематического слуха и восприятия. ФНР - это нарушение
звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном
строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или
нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения
связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной
сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами
артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное
судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным
интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов
речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря,
грамматическогостроя, связной речи.
Первый
уровень
развития
речи
характеризуется
как
отсутствие
общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и
длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении
ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут
6

пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же
время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации.
Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания — звукокомплексы
и звукоподражания, обрывки лепетных слов, отдельные слова, совпадающие с нормами
языка. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и
некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами, что указывает на
ограниченность словарного запаса. Поэтому ребенок вынужден активно использовать
паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию. Дети способны
воспроизводить в основном одно-двусложные слова, тогда как более сложные слова
подвергаются сокращениям. Наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и
первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной
форме, так как словоизменение детям еще не доступно. Подобные словосочетания могут
состоять из отдельных правильно произносимых двух-трех-сложных слов, включающих
звуки раннего и среднего онтогенеза; «контурных» слов из двух-трех слогов;
фрагментов существительных и глаголов; фрагментов прилагательных и других частей
речи; звукоподражаний и звукокомплексов.
На втором уровне речевого развития у детей наблюдаются зачатки
общеупотребительной речи. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза
остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более
разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексикограмматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия,
местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке,
связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих
слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и
т.д.
Характерным остаётся резко выраженный аграмматизм: смешение падежных форм;
отсутствие согласования глаголов с существительными; ошибки в употреблении числа и
рода существительных, глаголов; нарушение согласования прилагательных и
числительных с существительными; трудности при пользовании предложными
конструкциями (часто предлоги вообще опускаются). Понимание обращённой речи
остаётся неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми
недостаточно.
Третийуровень
речевого
развития характеризуется появлением
развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических
отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и
недостаточно полнаясформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В
активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов,
обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает
словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя
характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д.,
в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение
детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении
близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное
речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности
изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их
существенные признаки, причинно-следственные отношения. Слоговая структура
характеризуется преобладанием элизий, причем в основном в сокращении звуков, и
только в единичных случаях - пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент - персеверации и добавления
слогов
и звуков. В беседе, при составлении рассказа преобладают
простые предложения,
почти
не употребляются
сложные
конструкции. Присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе
7

соответствующих языковых средств.
На четвертом уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой
речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой
системы
Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с
поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением
иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии
включает нарушениеречевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и
просодической стороны речи. Основным отличительным признаком дизартрии от других
нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение
отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Помимо нарушений
звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. У
детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической
мускулатуры. Наблюдается слабость артикуляционных мышц. Речь такого ребенка
характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением, кажется, что ребёнок
постоянно говорит в нос, звуки в словах искажаются, заменяются на другие,
пропускаются
— причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все.
Наблюдаются нарушения голоса, голос у ребенка тихий, слабый, а иногда, наоборот,
резкий. Нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине
предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать. Проблемы с
мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается
монотонностью, речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или
замедленным, но в обоих случаях непонятный.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся
сверстников особенностями психических процессов, а именно, задерживается
формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных
представлений. Для них характерны неустойчивость внимания недостаточная его
переключаемость и объем; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная;
снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания; отставание в развитии
словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью,
отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода
ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики
артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре,
затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность
произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой
моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость
движений, застревание на одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями,
спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их
коррекции. Данные нарушения могут ярко проявиться при поступлении детей в школу,
будут тормозить процесс обучения детей и являться причинами нарушений письма и
чтения.
Организация работы по коррекции нарушений речи воспитанников
Занятия составляются с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и
речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и
речевых навыков.
Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете
занятий используются рассказы, стихи и сказки, которые подбираются в соответствии с
возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях.
Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать на других занятиях.
8

Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы
костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др.
В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная
взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда, воспитателя,
психолога.
Организатором занятий может выступать музыкальный руководитель, учительлогопед.
Режим проведения занятий
Продолжительность одного академического часа (в соответствии с требованиями
санитарно- эпидемиологических правил) для детей 2-3 лет – 10 минут, для детей 3-4 лет –
15 минут, для детей 4-5 лет – 20 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу.
Объём программы – 72 часа.
Срок реализации программы – 1 год.
1й год обучения – 72 часа,
2й год обучения – 72часа,
3й год обучения – 72 часа.

Используется групповая форма работы.
Группы формируются на основе возрастной принадлежности воспитанников (2-3
года, 3-4 года, 4-5 лет).
Данный принцип формирования групп является наиболее целесообразным, так как
учитываются стартовые возможности детей того или иного возраста, условно-возрастная
норма речевого развития воспитанников. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических
особенностей данного возраста. Содержание двигательного и речевого материала
варьируется в зависимости от уровня сформированности двигательных и речевых
навыков. Количество детей, одновременно находящихся в группе- 12 человек.

9

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: организация коррекционного пространства в условиях ДОУ,
обеспечивающего преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы
ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических занятий.
Основные задачи:
Образовательные
 Формировать представление о правильной осанке, о диафрагальном, речевом
дыхании,носовом и ротовом вдохе (выдохе).
 Формировать представление о здоровом образе жизни, полезных и вредных
привычках.
 Закреплять понятия «вправо», «влево», «вперёд», «назад», «вокруг», «около»,
«между».


Формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и
выразительно двигаться в соответствии сданным образом.
 Активизировать, расширять и обогащать словарный запас и общий кругозор детей.
 Совершенствовать навыки устной речевой деятельности, формировать представление
онормах культуры речи.
 Формировать представление о понятиях «звук», «буква».
 Формировать представление об артикуляционно-акустических образах звуков
русскогоязыка.
 Формировать представление о различных музыкальных формах. Учить различать
темпы мелодий, различать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях
ритмическуювыразительность.
Развивающие
 Формировать двигательные умения и навыки (развивать общую, мелкую
артикуляционнуюмоторику). Формировать умение выполнять статичные и
динамичные упражнения.
 Развивать пространственные представления.
 Развивать координацию, переключаемость движений.
 Развивать умение координировать движения с речью (без музыкального
сопровождения, смузыкальным сопровождением).
 Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях
ритмическуювыразительность.
 Развивать силу голоса и выразительность речи и пения.
 Развивать речевое дыхание.
 Развивать фонематическое восприятие.
 Развивать грамматический строй речи (навыки словообразования и словоизменения).
 Развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Воспитательные
 Развивать творчество и инициативу.
 Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
 Воспитывать волевые качества: произвольность, способность ограничивать свои
желания, подчиняться требованиям взрослых, преодолевать трудности, умение
управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами.

10

1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.3.1. Учебный план
Лексическая
тема

Количество занятий практика/повторение

Осень

2-3 года
8 (4/4)

3-4 года
--------------

Одежда/обувь

4 (2/2)

____________

Человек, его
предметный мир

6(3/3)

6(3/3)

Мои игрушки

6(3/3)

4(2/2)

Зимние забавы

6 (3/3)

6 (3/3)

Животные

18 (9/9)

18 (9/9)

Кукольный мир

4(2/2)

-------------------

Весна - красна

8(4/4)

8(4/4)

Насекомые

8(4/4)

8(4/4)

Машинки

4(2/2)

-------------------

Сад, огород

-----------------

8 (4/4)

Тело человека

---------------------- 6(3/3)

Транспорт

---------------------

4(2/2)

Итого

72(36/36)

72(36/36)

11

Формы контроля

4-5 лет
------------ Анализ выполнения
заданий
________ Презентация
полученных навыков в
игровой форме
6(3/3)
Презентация
полученных навыков в
игровой форме
Презентация
4(2/2)
полученных навыков в
театрализованной игре
Презентация
6 (3/3)
полученных навыков в
театрализованной игре
Презентация
18 (9/9)
полученных навыков в
театрализованной игре
----------- Презентация
полученных навыков в
театрализованной игре
Презентация
8(4/4)
полученных навыков в
игровой форме
Презентация
8(4/4)
полученных навыков в
театрализованной игре
------------ Презентация
полученных навыков в
игровой форме
Презентация
8 (4/4)
полученных навыков в
игровой форме
Презентация
6(3/3)
полученных навыков в
игровой форме
Презентация
4(2/2)
полученных навыков в
игровой форме
72(36/36)

1.3.2. Учебный (тематический) план
2-3 года
№ Название раздела
п/п (модуля)
1 Осень
Одежда/обувь
2
3
4
4
5
6
7
8
9

Количество часов
(теория/повторение)
8 (4/4)
4 (2/2)

Человек, его
предметный мир
Мои игрушки

6(3/3)

Зимние забавы

6 (3/3)

Животные

18 (9/9)

Кукольный мир

4(2/2)

Весна - красна

8(4/4)

Насекомые

8(4/4)

Машинки

4(2/2)

6(3/3)

Итого 72 (36/36)
3-4 года
№ Название
Количество часов
п/п
раздела (модуля)
(теория/повторение)
1 Сад, огород
8 (4/4)
Одежда/обувь
4 (2/2)
2
3
4
4
5
6
7
8
9

Человек, его
предметный мир
Тело человека

6(3/3)

Зимние забавы

6 (3/3)

Животные

18 (9/9)

Транспорт

4(2/2)

Весна

8(4/4)

Насекомые

8(4/4)

Игрушки

4(2/2)

6(3/3)

Итого 72 (36/36)

12

Формы аттестации/ контроля
Анализ выполнения заданий
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
театрализованной игре
Презентация полученных навыков в
театрализованной игре
Презентация полученных навыков в
театрализованной игре
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
игровой форме

Формы аттестации/ контроля
Анализ выполнения заданий
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
театрализованной игре
Презентация полученных навыков в
театрализованной игре
Презентация полученных навыков в
театрализованной игре
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
игровой форме

4-5 лет
№ Название раздела
п/п (модуля)
1 Сад, огород
Одежда/обувь
2
3
4
4
5
6
7
8
9

Количество часов
(теория/повторение)
8 (4/4)
4 (2/2)

Человек, его
предметный мир
Тело человека

6(3/3)

Зимние забавы

6 (3/3)

Животные

18 (9/9)

Транспорт

4(2/2)

Весна

8(4/4)

Насекомые

8(4/4)

Игрушки

4(2/2)

6(3/3)

Итого 72 (36/36)

13

Формы аттестации/ контроля
Анализ выполнения заданий
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
театрализованной игре
Презентация полученных навыков в
театрализованной игре
Презентация полученных навыков в
театрализованной игре
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
игровой форме
Презентация полученных навыков в
игровой форме

1.4. Планируемые результаты реализации Программы
Целевые ориентиры Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных
особенностей детей.
Предметные результаты:
 У ребёнка
сформированы знания по лексическим темам, активизирован,
обогащён словарный запас.
 Ребёнок умеет самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную
тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.
 Ребёнок знает понятия «звук - буква», «гласный – согласный звук», «твёрдый –
мягкий согласный», «звонкий- глухой согласный», умеет их дифференцировать.
 У ребёнка сформированы представления об артикуляционно-акустических
свойствах звуков русского языка.
 Ребёнок имеет представление о правильной осанке, о различных видах дыхания.
 У ребёнка сформированы пространственные представления («вправо» «влево»,
«вперёд», «назад», «около», «между», «вокруг»).
 Ребёнок имеет представление о различных музыкальных формах, умеет различать
темпы мелодий, ритм, способен ощущать в музыке, движениях ритмическую
выразительность.
 У ребёнка сформированы представления о высоком-низком звуке.
Метапредметные результаты:
 У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и интонационная
выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет
правильно брать дыхание во время пения.
 Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами,
выразительно передавая заданный характер, образ.
 Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата.
Правильно произносит все звуки родного языка.
 Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых
рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах,
словах, чистоговорках.
 Ребёнок умеет делить слова на слоги, определять количество слогов, выделять
ударный слог.
 Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки,
дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела,
психогимнастические
 этюды на
напряжение и
расслабление мышц тела, на
преодоление
двигательного автоматизма.
 Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,
перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
 Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и
кистей, быстро реагирует на смену движений.
 Ребенок
инициативен, самостоятелен
в
различных видах
речевой
и
музыкальной деятельности, проявляет творческую фантазию и
воображение.
 Ребенок умеет самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную
тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.
 У ребенка сформировано слуховое, зрительное внимание и двигательная память.
Личностные результаты:
 Сформированы волевые качества: произвольность, способность ограничивать свои
желания, подчиняться требованиям взрослых, преодолевать трудности, умение
управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами.
 Сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
 Ребёнок умеет проявлять инициативу в общении со взрослыми и ровесниками.
14

2.1.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Календарный учебный график на 2023-2024 образовательный период

Основные
характеристики
образовательного
процесса
Количество учебных
недель
Начало учебного года
Окончание учебного
года

1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения

72

72

72

01.09.2023
31.05.2023

01.09.2023
31.05.2023

01.09.2023
31.05.2023

2.2.
Условия реализации программы
2.2.1.
Материально-техническое обеспечение
Требования к среде:
Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра, телевизора, DVD
плеера, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических
упражнений.
Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и
текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки,
деревянныеложки.
Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами:
металлофоны,колокольчики.
Мячи (латексные, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.
2.2.2.
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных
групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее
образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления
подготовки высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования при условии его соответствия дополнительным
общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам,
реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
получение
при
необходимости
после
трудоустройства
дополнительного
профессионального образования по направлению подготовки "Образование и
педагогические науки" или успешное прохождение обучающимися промежуточной
аттестации не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего
образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим
направленности дополнительных общеобразовательных программ.
2.2.3.
Методическое обеспечение
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько
программных задач, детям предлагается как новый материал, так и материал для
повторения и закрепления усвоенных ранее знаний. Во время занятий широко
применяются разнообразные игровые методы, направленные на расширение словарного
запаса детей, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, слухового внимания,
фонематического слуха, формирование речевого и диафрагмального дыхания, силы,
15

высоты голоса, мелодико-интонационной стороны речи.
Средства реализации Программы
Ходьба и маршировка в различных направлениях - вводные упражнения. Они
должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами,
группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы,
соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые
расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т. п. Дети
учатся ориентированию пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении
движения, в поворотах, в маршировке спиной, назад, к центру и т. п.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии
с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Постепенно
количество этих упражнений в середине и конце этого курса сокращается.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяют занимающимся овладеть
своими мышцами, научиться управлять своими движениями.
Упражнения, активизирующие внимание. Этими упражнениями воспитывается
быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды
памяти: зрительная, слуховая, моторная.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Такие задания можно
использовать при проведении утренней зарядки или физкультминутки во время
логопедических занятий, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и
без них.
Счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера представляют
собой систему соотношений акцентов и неакцентированных долей различных рангов, эта
система определяется количеством метрических уровней и конкретным рисунком
различных в метрическом отношении временных долей. Смена метра приводит к
передвижению акцента
Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа. Темп — это скорость
музыкального исполнения, которая определяется прежде всего частотой чередования
основных метрических долей, обозначаемой числом ударов в минуту, и абсолютной
длительностью ритмических единиц.
-Ритмические упражнения. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития у
лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь.
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и
голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений.
Самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями
способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и
ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной
жизни детей и взрослых.
-Игровая деятельность. Игры в двигательной терапии можно использовать
самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими,
музыкально- ритмическими комплексами.
Методы и приемы реализации Программы
Основой всех методов и приемов обучения в логоритмике является избираемый
педагогом способ регулирования двигательной и речевой нагрузки, ее сочетание с
отдыхом и другими видами занятий в коррекционно-воспитательном процессе
(логопедическими, психотерапевтическими, воспитательными и т. п.).
Двигательная нагрузка
выражается в
количестве и
насыщенности
заданий, интенсивное выполнение которых положительно действует на
физическое состояние лиц с речевыми нарушениями. Задания, сопровождаемые речью,
воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в умственной
деятельности человека, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и
показа заданий, осмысливании двигательной и речевой задачи, точности ответной
16

реакции на них и т. п. Правильное соотношение времени, затрачиваемого на
расходование психических и физических сил занимающихся и следующего за этим
отдыха, должно соблюдаться при проведении логоритмических занятий.
В связи с этим в коррекционном обучении и воспитании на логоритмических
занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и
двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов,
которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе
обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени
усвоения двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического
состояния, возрастных и типологических особенностей.
Так, при обучении движению используются различные приемы наглядности:
а) наглядно-зрительные приемы: показ педагогом образца движения или его отдельных
двигательных
элементов; подражание образцам окружающей жизни;
использованиезрительных ориентиров при преодолении пространства; использование
наглядных пособий — кинофильмов, телепередач, картин и т. п.;
б) тактильно-мышечная наглядность обеспечивается путем включения различных
пособий в двигательную деятельность. Например, при ходьбе на пути ставятся воротцадуги: чтобыих перешагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция «не задеть
воротца» связывается всознании с костно-мышечным ощущением при совершении
ошибки. И если воротцазадеваются, то ребенок (взрослый) сам определяет
неправильность своего движения.Тактильно-мышечная наглядность выражается также в
непосредственной помощи педагогауточняющего положение отдельных частей тела
занимающихся выпрямлением осанки путемприкосновения руки; в) с помощью нагляднослуховых приемов осуществляется звуковаярегуляция движений. Лучшей слуховой
наглядностью является инструментальная музыка ипесня. Для регуляции движений
могут служить народные прибаутки, стихотворения в формедву-четырехстиший, звуки
бубна, колокольчика и т. п.
Словесные методы обращены к сознанию занимающихся, они помогают
осмысливанию поставленной задачи и сознательному выполнению двигательных
упражнений.
Приемы, относящиеся к словесным методам, следующие:
а) краткое одновременное описание и объяснение новых движений с опорой на
имеющийсяжизненный опыт и представления занимающегося;
б) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его
отдельныеэлементы;
в) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или
присамостоятельном выполнении упражнений занимающимися;
г)
беседа, предваряющая введение новых упражнений и подвижных игр, при
обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета
подвижной игры и т.д.;
д) вопросы занимающимся до выполнения задания для осознания
последовательного выполнения действий или проверки имеющихся представлений об
образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.;
е) команды, распоряжения и сигналы, которые требуют от педагога различной интонации
и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины,
которыми так богато русское народное творчество;
ж) образный сюжетный рассказ применяется в целях развития выразительности движений
илучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты
вызывает у занимающихся воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие
всей ситуации, стимулирующее к эмоциональному воспроизведению;
з) словесная инструкция; ее использование обусловлено тем, что с помощью системы
17

словесных воздействий происходит оживление следов прежних впечатлений в новых
сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью чисто словесных указаний
иобъяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.
Формирование двигательных навыков у детей зависит от степени осознанности ребенком
содержания и структуры упражнения.
Практические методы связаны с практической деятельностью, они обеспечивают
действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечномоторных ощущениях. Разновидностями практического метода являются игровой и
соревновательный.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста,
наиболее специфичный и эмоционально-эффективный. Он может использоваться на
логоритмических занятиях и с детьми школьного возраста. Игровой метод учитывает
элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность
совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность
движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую
инициативу.
Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже
отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание
коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть успешно
использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию
двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.
Педагог демонстрирует выполнение упражнений; исполняет отдельные роли в подвижных
играх, роль водящего; показывает, кто лучше, кто правильнее выполняет задание;
регламентирует весь процесс обучения на логоритмических занятиях в соответствии с
задачами, содержанием, структурой занятия.
Занятие проводится фронтально, но в целях совершенствования знакомых
движений педагог распределяет занимающихся на небольшие группы, предлагая
действовать самостоятельно; стимулирует к творческому поиску, предлагая задания:
изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, подвижную игру
провести сизмененными правилами, составить варианты игр, придумать новые.
Технологии реализации программы
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных
речевых и неречевых нарушений у детей объединены педагогические технологии как
традиционные, так и современные
К традиционным технологиям относятся:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентированию в
пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в
маршировке спиной, назад, к центру и т. п.
На занятиях используются следующие виды ходьбы:
- ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами;
- ходьба «стайкой», т. е. вместе, группой;
- ходьба группой (под барабан) к противоположной стене зала
- ходьба вдоль каната по кругу друг за другом: это готовит детей к ходьбе в колонну по
одному;
ходьба друг за другом, держась рукой за веревку: дети стоят друг за другом, в левой
руке каждого — веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по
кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-у-у;
ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут
маленькими шагами 3—4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;
ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5—6 кубиков и рейки
лестницы, положенной на пол (2—3 круга);
18

- ходьба вверх по наклонной доске, соскок (2 раза) и т. д.
Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют
своим телом, их движения становятся точными и ловкими. В содержание этого раздела
входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или
меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в
звучащем процессе терминам «громко» — forte и «тихо» — piano. Дошкольники
знакомятся
с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя
или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое
звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме
флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения
усложняются.
В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить
общеразвивающие (в этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается
излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного
навыка); и коррекционные упражнения (для укрепления мышц, стоп и туловища, для
развития функции равновесия, формирования правильной осанки).
Артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мимики полезны в любом
возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они способствуют
нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения –
необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке
звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата –
основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить
правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет
мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются: упражнения на
развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработка продолжительного речевого
выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной
систем.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные
качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года
эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных
заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову,
не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки
дошкольников.
- Упражнения на развитие внимания (переключаемость, устойчивость,
распределение) и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки- обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются
звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое,
ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и
слуховое внимание.
- Пальчиковые игры и сказки и другие упражнения на развитие мелкой моторики.
Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым
развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем
скорейшему

19

речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях,
проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень
полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров
мозаики под проговаривание текста игры.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть
вялыми
или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и
артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность
движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках
чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно
передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными
переживаниями.
Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся
дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные
инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план
выдвигаются импровизация и творчество. упражнения на словотворчество также входит в
эту группу.
Заключительные упражнения. (упражнения на релаксацию для снятия
эмоционального и физического напряжения). Цель этих упражнений — успокоить
занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Заключительные
упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная
маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением
характера произведения и др.
Современные технологии:
Технология «Игровой массаж» Игровой массаж служит для снятия излишнего
мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.
- Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых,
«Гимнастика мозга» представляет собой простые и доставляющие удовольствие
движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те
возможности, которые заложены в нашем теле. Упражнения гимнастики мозга дают
возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и
решить проблему неуспешности.
- Монтессори-технология работы в круге. Ритуалы приветствия и прощания.
Технология речедвигательной ритмики и фонетической ритмики (произношение
гласныхзвуков).
Использование компьютерных презентаций, видеофильмов, и др. технических
средств.
- Использование элементов массажа, самомассажа – массажные коврики.
- Использование гимнастики для глаз (профилактика утомляемости).
Моделирование для развития пространственного праксиса и гнозиса (схемы
построений,перестроений, модели, планы)
Однако не все перечисленные виды работы могут быть включены в одно занятие,
некоторые упражнения могут повторяться (закрепляться) или использоваться на других
занятиях (музыкальное, физкультурное, логопедическое и т.д.)
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь
движенияс музыкой; включение речевого материала.
Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен,
хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в
подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т. п. Введение слова дает
возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным
20

ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип
ритмичности в движениях.
Средства логопедической ритмики можно представить, как систему постепенно
усложняющихся
ритмических,
логоритмических
и
музыкально-ритмических
упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и
речевой деятельности детей с речевой патологией.
Содержание и организация деятельности по коррекции нарушений речи
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение
расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют
своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения, так как четкая артикуляция – основа хорошей
дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения –
необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке
звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата –
основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить
правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет
мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает
выработке диафрагмально-брюшного дыхания, тренирует продолжительность речевого
выдоха, силу и правильное распределение выдоха, способствует согласованной работе
дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Фонопедические упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу
и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения
выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро
реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются
звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое,
ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и
слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без
музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и
музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игрыдиалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные
песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию
игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (сильной доли такта), что
позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную
отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует
автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с
речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной
культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности
пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику
пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и
сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты
пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных
фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста
игры.
21

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает
мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память и т.п.
психические процессы. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно
поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых
бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек,
«стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из
мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Мимические и пантомимические этюды развивают
мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и
выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет
в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом,
выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми
эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его
достоинства, способствуют общению, обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще
проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и
движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры
воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей
выполнять правила игры.
Структура дополнительной образовательной деятельности
1.
Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего занятия.
Предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и
проведение ритмической разминки. Задача ритмической разминки — подготовить
организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает
различные виды двигательных упражнений под музыку; ходьбу спокойного характера,
энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления с перестроениями, а
также со сменой видов движений.
2.
Основная часть составляет 70-80% времени занятия. В зависимости от
логопедического диагноза детей и от этапа коррекционной работы она включает в себя
разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
3.
Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10-15%).
Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на
восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого
бега. Проводится подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз
называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нем знания в виде новых
слов, выражений или информации об окружающем мире. В заключении педагог дает
оценку работы детей на занятии.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Контроль результативности выполнения программы осуществляется в форме:
мониторинга - скрытого тестирования, контрольных срезов знаний по разделам
программы.Для отслеживания результатов создаются диагностические таблицы;
- наблюдения;
- личных бесед с детьми и их родителями (законными представителями);
- анализа продуктов деятельности детей;
итогового занятия в виде викторины или досуга - праздника. Содержательный
контроль и оценка результатов дошкольников предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает
сравнения его с другими детьми. Такие социальные и психологические характеристики
личности ребёнка как инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности,
развитое воображение, развитые творческие способности, любознательность, умение
наблюдать, экспериментировать, принимать собственные решения - отслеживаются путем
22

наблюдения. Формами контроля уровня освоения программы учащимися являются:
- тестирование;
- анализ продуктов деятельности;
- педагогическое наблюдение;
- психолого - педагогическая диагностика личности учащегося.
Диагностика неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния
слуховоговнимания
детей,
восприятия
и
воспроизведения
ритма,
умения ориентировься впространстве, общей и ручной моторики,
речевой моторики. Результаты диагностикиучитываются при составлении планов
логоритмических занятий с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного
года, чтобы проследить динамику измененийсостояния неречевых психических функций детей в
процессе логоритмических занятий.

Критерии:
Слуховое внимание.
1.
Дифференциация звучащих игрушек («Какая игрушка звучала: бубен,
погремушка,дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2.
Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди,
сзади,справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1. й элемент: - - .. 2. й элемент: - .. - -3-й элемент: - - …4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1.
Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за
правильное выполнение.
2.
Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди,
сзади. По 1баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики
1.Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала
по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и
оценить по 5-балльной шкале:
 силу движений,
 точность движений,
 темп движений,
 координацию движений,
 переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики
1.
Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,
корзинка,кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2.
Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».
Оценка от1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру
«Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.

«Игра на рояле» (пальцы1–5,2–4,5–1,4–2,1–2–3–4–5,5–4–3–2–1). По 1 баллу за
каждое правильно выполненное упражнение.

Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. Чередование
движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.Результаты заносятся в сводную
таблицу.

23

№п/п ФИ ребенка

Слуховое
внимание

Восприятие и Ориентирова Состояние
воспроизведение
ние в
общей
ритма
пространстве моторики

24

Состояние
мелкой
моторики

3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. 1.Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения:
Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М., Логопедическая ритмика: Методика работы с
дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой.
--СПб.: КАРО, 2005.
3. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 –
Коррекционная
педагогика
и
специальная
психология
(дошкольная).СПб.:»Петербург – XXI «,1997.
4. Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС
СФЕРА»,2006.
5. Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая
гимнастика и подвижные игры. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.
6. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная группы. –
М.:Академия развития. – 2006 – 120 с.
7. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.
8. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи
детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,.
Аверсэв, 2004.
9. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.
Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Издательство
«Гном-Пресс», 1997 г. – 64 с.
10. Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста/
Ростов н/Д: Феникс, 2010, - 99 с.
11. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие
для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005, 12. Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и
родителей. - СПб.: «Дельта» - 1997.
13. Микляева, Н.В. Полозова О.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и логопедическая
ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов.- 2-е изд. – М.: Айрис-пресс,
2005, - 112 с.
14. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003. – 528 с.
15. Овчинникова, Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО»,2009.
16. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры,
упражнения/авт.-сост. О.В.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».