Протокол тематического педсовета номер 1 (октябрь 2023)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 174
(МБДОУ - детский сад № 174)
ПРОТОКОЛ
заседания тематического педагогического совета
от 16.10.2023

№1
г. Екатеринбург

Тема: «Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности
дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» - Инновационная технология «Три дня
без игрушек», или Как научить дошкольников и педагогов играть».
Присутствовали:
Заведующий

Рябенко О.С.

Заместитель заведующего

Мельгунова С.А.

Специалисты

3 человека

Воспитатели

12 человек

Председатель педагогического совета Мельгунова С.А.
Секретарь

Рябенко О.С.

Повестка дня:
1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета № 6.
2. Ознакомление, обсуждение темы: «Использование инновационных технологий в
формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в
решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
- Инновационная технология «Три дня без игрушек», или Как научить
дошкольников и педагогов играть».
3. Решение педсовета.
Ход педагогического совета
Заведующий МБДОУ - детский сад № 174 предложила утвердить повестку дня. Результаты
голосования о принятии повестки дня: «за» – 17 чел., «против» – нет, «воздержались» – нет.
По первому вопросу заслушали заведующего МБДОУ - детский сад № 174 Рябенко О.С.
Она напомнила о том, какие решения были приняты на педагогическом совете от 31.08.2023
№ 6.
Вывод: решения выполнены в соответствии со сроками.

По второму вопросу заслушали заместителя заведующего Мельгунову С.А., которая
организовала беседу педагогов по теме: «Использование инновационных технологий в
формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое условие в решении
задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - Инновационная
технология «Три дня без игрушек», или Как научить дошкольников и педагогов играть»
(приложение 1).
Воспитатели каждой группы и специалисты привели примеры использования
инновационных технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как
необходимого условия в решении задач образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие».
Представление проекта решения педагогического совета:
Включить в методическую копилку информацию по теме: «Использование инновационных
технологий в формировании игровой деятельности дошкольников как необходимое
условие в решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие»».



Срок: до 25.10.2023.
Ответственные: педагогические работники.

Проголосовали: «за» – единогласно, «воздержались» – нет, «против» – нет.

Секретарь педагогического совета

___________ Рябенко О.С.

Председатель педагогического совета ___________ Мельгунова С.А.

Приложение 1
БЕСЕДА
на тему:
Использование инновационных технологий в формировании игровой деятельности
дошкольников как необходимое условие в решении задач образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»:
Инновационная технология «Три дня без игрушек», или Как научить дошкольников
и педагогов играть
Как Вы определяете главную цель технологии «Три дня без игрушек»?
– Главная цель педтехнологии «Три дня без игрушек» – вернуть детям свободную игру.
Почему вернуть? «Дворовая» культура игры исчезла, поэтому детский сад сегодня –
практически единственное место для свободной игры дошкольников. Также эта технология
помогает воспитателям, у которых есть проблемы с игровой деятельностью в группе, – она
погружает их в партнерское взаимодействие с детьми. Педагог становится субъектом
и позволяет быть субъектом ребенку.
Почему именно три дня, а не один или неделя? Могут педагоги сократить или
увеличить продолжительность?
– Детские сады реализуют «Три дня без игрушек» как проект. Наши наблюдения
показывают, что в первый день дети начинают баловаться, проверять границы, исследовать
пространство и материалы. В конце первого и в начале второго дня дошкольники начинают
изготавливать атрибуты для игр, и только потом мы наблюдаем сюжеты.
Несмотря на то, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, дети устают
только играть. Ведь это требует от них инициативы и самостоятельности, постоянного
выбора. Поэтому мы рекомендуем педагогам именно три дня. Этого времени достаточно
для диагностики, чтобы увидеть проблему, обострить ее. Для нас важно, чтобы этот проект
не закончился за три дня. Важно, чтобы традиция играть осталась.
Куда спрятать игрушки на эти три дня?
– Перед началом проекта мы прячем игрушки в методическом кабинете детского сада.
Делаем это заранее, чтобы дети не видели. А возвращаем игрушки в группу потом вместе
с детьми. Но и в этом процессе есть еще один важный момент, когда педагог предлагает
дошкольникам вернуть в группу не все игрушки сразу, а только нужные им. То есть не сам
педагог решает, а договаривается с детьми.
Периодически убирать одни игрушки и выставлять в группе другие можно и после проекта.
Так у детей будет больше шансов придумывать что-то свое, использовать предметызаместители вместо готовых купленных игрушек. В этом случае выбор в пользу тех или
иных игрушек тоже должен быть за детьми. Например, воспитатель может предложить
оценить игрушки в группе и набрать их только на 100 баллов, а с остальными не играть.
Нужно ли объяснять детям правила этих трех дней: что можно, а что нельзя?
– Правил нет. Практика показывает, что ничего объяснять не нужно. Наоборот, период этих
трех дней – возможность проверить, работают ли ваши групповые правила или нет. Это
очень хорошо видно с первого дня проекта.

Как я уже говорила, в первый день дети понимают, что у них появилась свобода, значит,
надо пощупать ее границы. Они пробуют границы дозволенности. Потом дети сами
начинают вводить правила.
Нужно пояснить детям, почему в группе не будет игрушек? Если да, то как? И что
делать, если они захотят принести игрушки из дома?
– Дети сами воспринимают эту ситуацию как «челлендж» или вызов. На детском совете
воспитатель обсуждает с ними, что «мы не приносим в детский сад игрушки, а будем
пробовать их придумывать и делать самостоятельно». Важно, чтобы и сам педагог понимал
и смог донести до воспитанников, что это не запрет, а возможность.
Перед проектом многие педагоги высказывают предположения, что дети принесут с собой
игрушки на второй-третий день. Я много раз провела этот проект в разных детских садах
и могу рассказать только про единственный случай, когда девочка принесла мягкую
игрушку с собой в группу. При этом ребенок не играл с ней, а буквально не выпускал
из рук. В семье была сложная ситуация, и девочка с помощью этой игрушки помогала себе
успокаиваться. Скажем, таким образом она заземлялась. С ребенком потом работал
педагог-психолог. Больше за время проекта никто из детей свои игрушки в детский сад
не приносил.
Должен ли педагог подсказывать детям, как и во что играть? Или он наблюдает,
а дети сами все находят и придумывают, что с этим делать?
– Не нужно подсказывать. Нужно дать детям время исследовать пространство, поскучать,
побаловаться. Да, ребенку может быть скучно. Первое, что обычно делают педагоги, – бегут
на выручку: «Надо спасать ситуацию, ребенок не играет». Не надо его спасать. Если
ребенок подзавис и заскучал, это ни хорошо ни плохо. Это его темп. Возможно, в данный
момент он не играет, потому что придумывает свой сюжет или наблюдает, как развивается
игра у других ребят.
Пока дети придумывают сюжеты, изготавливают атрибуты, играют, что должен
делать педагог? В какой роли он выступает?
– Педагогам сложно принять право на свободу в игре. Еще сложнее выбрать роль – кем
я буду. Все зависит от того, какую цель вы себе ставите, когда организуете три дня без
игрушек. Если вы хотите разобраться с собой и дать воспитанникам возможность жить
в свободе, это одна ситуация. Если ваша цель разобраться с игрой, усилить ее в детском
саду, в этом случае воспитатель выступает в роли наблюдателя. Причем объектом его
наблюдения будут не только воспитанники.
У педагога появляется возможность посмотреть на РППС в своей группе со стороны:
работает ли средовой подход в группе, способны ли дети взаимодействовать со средой без
помощи взрослого, есть ли в группе «мертвые зоны». Для педагога это сигнал к действию.
Если в группе есть зоны, куда дети не подходят, после проекта «Три дня без игрушек»
не нужно их возвращать. Подумайте, что туда нового поставить, как заменить, что-то
перенести. Если есть игрушки, в которые дети не играют, уберите их в темный ящик.
Оставьте процентов 30 из того, что создали детьми в течение трех дней, чтобы продолжить
игру. Пусть за эти игрушки проголосуют сами дети.
Нужно ли убирать все, что дети сотворили, создали в первый день? Если да, то кто это
делает?
– Педагог договаривается об этом с детьми на детском совете. Обозначает, что из-за
беспорядка в группе некомфортно, и дети сами наводят порядок. Но важно понимать, что
взрослые и детские порядки отличаются. Если сравнить групповое помещение до проекта,
в первый день и во время, то видна сильная разница.

Не нужно бояться высказываться. Педагог имеет право говорить, что думает и как
относится к беспорядку в группе. Поэтому мы, конечно, поставили вопрос ребром, что нам
делать и как убирать. На второй день дети принесли пылесосы из дома. У них был график,
кто когда пылесосит. Родители говорили педагогам: «Мы не знали, что наши дети знают,
что такое пылесос и как он включается. Оказывается, они умеют пылесосить, пыль
протирать, игрушки убирать».
Сколько раз в неделю, месяц, год можно проводить три дня без игрушек?
– Мы проводим один-два раза в год. Это очень трудный и энергозатратный проект.
Но часть этого проекта остается в ежедневной жизни детского сада. Иначе зачем? Педагоги
оставляют часть бросового материала, выделяют время для свободной игры – не менее
45 минут, поддерживают и провоцируют сюжеты.
Если воспитатель увидит, что не пошло – дети весь день так и не начали играть, что
делать? Ждать и наблюдать, вмешаться и помочь детям или вернуть игрушки
в группу и жить дальше?
– Такая ситуация может произойти, когда в группе недостаточно бросового материала.
Детям неинтересно. Важно создать избыточную разнообразную среду, заранее все
подготовить. Тогда каждый ребенок чем-нибудь да заинтересуется, найдет что-то для себя
и начнет с этим предметом или материалом взаимодействовать. Но напомню, что у каждого
ребенка свой темп, поэтому никого не надо торопить.
Дошкольники поделятся впечатлениями с родителями, а те могут возмутиться, что
у детей отобрали игрушки. Как воспитателю объяснить им, что происходит в группе?
– Важно предварительно рассказать родителям о проекте и попросить, чтобы они
разговаривали вечером с детьми и обеспечивали обратную связь с педагогом. В чатах они
делятся своими эмоциями и эмоциями детей, становятся нашими помощниками. Важно
не писать
в чат
полунаучных
непонятных
сообщений,
которые
не имеют
просветительского эффекта. Задача педагога – лаконично, просто объяснить ценности
и задачи. Родители очень любят этот проект, потому что он возвращает их в детство. Они
вспоминают, как играли во дворах. Через возвращение к своему «внутреннему ребенку»
они доверяют педагогам еще больше.
Есть ли какие-то маркеры для воспитателей, по которым они смогут понять, что
технология в их группе сработала?
– Есть один очень важный маркер – сложные разнообразные сюжеты, которые меняются.
Мы бы рекомендовали куратору проекта, например старшему воспитателю, создать чат,
где бы педагоги размещали сюжеты детских игр. Как показывает практика, во многих
детских садах дети останавливаются на изготовлении атрибутов. Если дети не играют –
делаем вывод и исправляем ситуацию.

«Инновационная технология «Три дня без игрушек», или Как научить дошкольников
и педагогов играть»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://1obraz.ru/#/document/189/1044432/59a0bd42-0557-4801-83546cd8f2b3fe03/?of=copy-b2109cda29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».