Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 174 (МБДОУ - детский сад № 174) СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом приказом МБДОУ - детский сад № 174 МБДОУ -детский сад № 174 от 14.03.2023 № 10 (протокол от 14.03.2023 № 4) ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) с учетом реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон МБДОУ - детский сад № 174 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования с учетом реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в МБДОУ - детский сад № 174 (далее – Учреждении), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также общественное участие в оценке качества образования. 1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации»; Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; 1.3. Внутренняя система оценки качества образования Учреждения (далее – ВСОКО) предназначена для управления качеством образования в Учреждении, обеспечения участников образовательных отношений достоверной информацией о качестве образования, предоставляемого Учреждением, и о его тенденциях развития. В рамках ВСОКО осуществляется оценка качества образования, выполняемая самостоятельно Учреждением с помощью процедур мониторинга и контроля. 1.4. Основными пользователями результатов ВСОКО Учреждения являются: педагоги, родители (законные представители) обучающихся. 1.5. Учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.6. Настоящее положение действует до принятия нового. Все дополнения и изменения к нему рассматриваются и принимаются Педагогическим советом, утверждаются приказом руководителя Учреждения. 2. Основные цели, задачи, принципы внутренней оценки качества образования в Учреждении 2.1. Целями ВСОКО Учреждения являются: - получение объективной информации о состоянии качества образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - формирование информационной основы принятия управленческих решений. 2.2. Основными задачами ВСОКО Учреждения являются: - обеспечение надежности и технологичности процедур оценки качества образования; - определение качества образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов основных потребителей образовательных услуг; - определение соответствия фактических образовательных условий Учреждения к условиям реализации образовательных программ Учреждения; - определение степени соответствия результатов освоения образовательных программ федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования; - оценка состояния и эффективности деятельности Учреждения; - повышение квалификации педагогов Учреждения в области оценки качества образования, анализа и использования результатов оценочных процедур; - обеспечение открытости и доступности проводимых процедур по оценке качества образования; - обеспечение руководителя Учреждения аналитической информацией, необходимой для принятия управленческих решений и определения тенденций развития Учреждения. 2.3. В основу ВСОКО Учреждения положены следующие принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; - сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами; - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; - рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария) с муниципальными, региональными аналогами; - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в Учреждении. 3. Организация и технология внутренней оценки качества образования 3.1. Предметом ВСОКО в Учреждении является деятельность, основанная на систематическом анализе: качества содержания и организации образовательной деятельности (соответствие требованиям ФГОС ДО, образовательной системы Л.Г. Петерсон); качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность (соответствие требованиям ФГОС ДО, образовательной системы Л.Г. Петерсон); качества результатов образовательной деятельности (соответствие требованиям ФГОС ДО, образовательной системы Л.Г. Петерсон). 3.2. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: 1. Нормативно-установочный этап: изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО; подготовка приказа о проведении ВСОКО в Учреждении; определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария ВСОКО; определение организационной структуры, ответственных лиц, которые будут осуществлять оценку качества образования. 2. Информационно-диагностический этап: сбор информации с помощью подобранных методик. 3. Аналитический этап: анализ полученных результатов; сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков. 4. Итогово-прогностический этап: предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива, родительской общественности; разработка дальнейшей стратегии работы Учреждения. 3.3. Источниками данных для оценки качества образования являются: контроль; мониторинг; самообследование, экспертные оценивания; анкетирование; социологический опрос; статистическая отчетность и другие диагностические материалы. 3.4. Периодичность проведения, направления (объект), методы, исполнители, ответственные ВСОКО в Учреждении определяются годовой циклограммой ВСОКО. 3.5. Показатели и критерии оценки по всем направлениям внутренней оценки качества образования, технология проведения оценки качества образования определяются «Программой внутренней системы оценки качества образования Учреждения». 3.6. Фиксация результатов контроля производится в картах анализа оценки качества и представлены в Приложениях к «Программе внутренней системы оценки качества образования Учреждения». 3.7. Аналитический отчет по итогам проведения внутренней оценки качества образования оформляется в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражается в справочноаналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации. 3.8. Результаты оценки качества образования рассматриваются на итоговом Педагогическом совете, Совете родителей в конце учебного года. 3.9. Локальные акты, на основании которых в течение учебного года функционирует система внутренней оценки качества образования, утверждаются приказом руководителя. 4. Организационная структура и функциональная характеристика внутренней оценки качества образования в Учреждении 4.1. Организационная структура Учреждения, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию Учреждения, педагогический совет, группа мониторинга Учреждения, временные структуры (рабочие группы педагогов, комиссии и др.). 4.2. Администрация Учреждения: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО Учреждения и приложений к ним, утверждает их приказом руководителя Учреждения и контролирует их исполнение; - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы ВСОКО Учреждения, участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает на основе образовательных программ проведение в Учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в Учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; - анализирует результаты оценки качества образования на уровне Учреждения; - организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО; - обеспечивает условия для подготовки педагогов Учреждения и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни оценки качества образования; - формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы Учреждения за учебный год, самообследование деятельности Учреждения); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО; 4.3. Группа мониторинга: - разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития Учреждения; - участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов Учреждения; - содействует проведению подготовки работников Учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; - готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне Учреждения. 4.4. Педагогический совет Учреждения: - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО Учреждения; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в Учреждении; - участие в оценке качества и результативности труда работников Учреждения; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в Учреждении; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с Учреждением по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в Учреждении, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности Учреждения. 5. Реализация и содержание внутренней оценки качества образования 5.1. Реализация ВСОКО в Учреждении осуществляется посредством: - контроля; - мониторинга. 5.2. В Учреждении осуществляются следующие виды контроля: - плановый, - внеплановый (оперативный), - административный. 5.3. Плановый контроль осуществляется в соответствии с планом работы Учреждения, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в его организации. 5.3.1. Виды планового контроля: - Тематический контроль – изучение и анализ деятельности Учреждения по одному направлению деятельности. - Текущий контроль – изучение результатов образовательной деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций, отбор наиболее рациональных методов работы. - Комплексный контроль – изучение и анализ по всем направлениям деятельности в одной из возрастных групп Учреждения. 5.3.2. Требования к проведению тематического контроля: - до начала проведения тематического контроля руководитель филиала Учреждения за 10 рабочих дней издаёт распоряжение о сроках, теме предстоящего контроля, назначении комиссии, утверждении плана-задания, установлении сроков представления итоговых материалов; - план-задание определяет специфические особенности (вопросы) контроля и должен обеспечить получение достоверной информации, сравнимость результатов контроля и обоснованность выводов в итоговом материале. План-задание предстоящего контроля составляется старшим воспитателем; - продолжительность тематического контроля не должна превышать 5 дней (в 1 группе); -проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля; - результаты контроля оформляются в виде аналитической справки с отражением в ней фактов, выводов и предложений; - информация о результатах контроля доводится до работников филиала Учреждения в течение 7 дней с момента его завершения; - должностные лица после ознакомления с результатами контроля должны поставить подпись под итоговым материалом контроля, удостоверяющую, что они поставлены в известность о результатах контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или руководитель филиала Учреждения; - руководитель филиала Учреждения по результатам тематического контроля в течение 7 дней издает распоряжение. 5.3.3. Требования к текущему контролю: - направления и периодичность текущего контроля определяются годовым планом и результатами внутреннего контроля; - результаты текущего контроля оформляются в виде графиков, циклограмм, схем с краткими выводами и предложениями; - результаты текущего контроля доводятся до сведения сотрудников на совещаниях при заведующем, методических совещаниях. 5.4. Внеплановый (оперативный) контроль осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях физических или юридических лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, и урегулирования конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. 5.5. Административный контроль - контроль по выполнению нормативно-правовых и локальных актов Учреждения, выявление нарушений законодательства РФ. Требования к административному контролю: - направление и периодичность регламентируется локальными актами Учреждения; - ответственность за проведение административного контроля несет руководитель; - результаты выносятся на административные планерки и собрание трудового коллектива. 5.6. В Учреждении проводится мониторинг оценки качества образования, при этом используются следующие методы: педагогическое исследование (наблюдение, изучение документов, продуктов детской деятельности и т.д.); опросные (беседы, интервью, анкетирование, социологический опрос и т.д.); диагностические (контрольные срезы, измерения, решения психолого-педагогических ситуаций, тесты и т.д.); самообследование; экспертные оценивания; статистическая отчетность и другие диагностические материалы. 5.7. Направления мониторинговых исследований: 5.7.1. Качество содержания и организации образовательной деятельности соответствие требованиям ФГОС ДО, образовательной системы Л.Г. Петерсон: 1) качество ООП ДО, АОП ДО, ДООП; 2) качество образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной детской деятельности); 3) качество взаимодействия всех участников образовательных отношений. 5.7.2. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность соответствие требованиям ФГОС ДО, образовательной системы Л.Г. Петерсон: 1) качество финансовых условий, 2) качество материально-технических условий, 3) качество психолого-педагогических условий, 4) качество кадровых условий, 5) качество развивающей предметно-пространственной среды. 5.7.3. Качество результатов образовательной деятельности - соответствие требованиям ФГОС ДО, образовательной системы Л.Г. Петерсон: 1) качество (динамика) освоения детьми содержания ООП ДО, АОП ДО, дополнительных общеразвивающих программ, 2) достижения обучающихся, 3) здоровье обучающихся (динамика), 4) удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов. 6. Основные результаты реализации внутренней системы оценки качества образования: формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в Учреждении; получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; предоставления всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; прогнозирование развития образовательной системы в Учреждении. 7. Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования 7.1. Формой отчета является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 7 дней с момента завершения ВСОКО. 7.2. По итогам ВСОКО проводятся заседания педагогического совета Учреждения, производственные собрания, административные и педагогические совещания. 7.3. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам ВСОКО, определяются: качество условий образования в Учреждении, сопоставление с нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи Учреждения для реализации ООП ДО в новом учебном году. 7.4. Аналитические данные являются документальной основой для составления ежегодного отчета о результатах самообследования Учреждения, для разработки и корректировки программы развития Учреждения, основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, дополнительных общеразвивающих программ филиалов Учреждения, годовых планов филиалов Учреждения. 8. Делопроизводство 8.1. Результаты ВСОКО (информационно – аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. 8.2. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив филиалов Учреждения.