Консультация для родителей на тему: «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста»

01.01.2017

Консультация для родителей

на тему: «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста»

«…Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать:
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»
Э. Успенский

Цель:

Развитие детского творчества средствами нетрадиционной изобразительной деятельности.

Задачи:

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию:

vМелкой моторики рук и тактильного восприятия

vИзобразительных навыков и умений

vВоображения

vНаблюдательности

vЭмоциональной отзывчивости

vВнимания и усидчивости

vПространственной ориентировки на листе бумаги

vГлазомера и зрительного восприятия

Актуальность:

Нетрадиционные изобразительные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Это:

vИнтересно

vВесело

vКреативно

vКрасиво

vЭмоционально

Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада

Младшая группа (2-4 года)

vрисование жесткой полусухой кистью (тычок)

vрисование пальчиком

vрисование ладошкой

vрисование ватной палочкой

vоттиск печатками из картофеля

vоттиск пробкой

Средняя группа (4-5 лет)

vоттиск поролоном

vоттиск печатками из овощей и фруктов

vотпечатки листьями деревьев

vвосковые мелки + акварель

vсвеча + акварель

vрисование мятой бумагой

vмонотипия предметная

Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)

vрисование на сырой мятой бумаге

vнабрызг

vкляксография обычная

vкляксография с трубочкой

vкляксография с ниточкой

vпечать по трафарету

vмонотипия предметная

vмонотипия пейзажная

vчерно – белый граттаж (грунтованный лист)

vцветной граттаж

vрисование мыльными пузырями

vрисование солью

Нетрадиционные художественно - графические техники

vТычок жесткой полусухой кистью

Возраст:любой.

Средства выразительности:фактурность окраски.

Материалы:жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения:ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

vРисование ладошкой

Возраст:от двух лет.

Средства выразительности:

пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы:широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения:ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

vРисование пальчиками

Возраст:от двух лет.

Средства выразительности:

пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы:мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения:ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.Хочу такой сайт

vОттиск печатками из овощей и фруктов

Возраст:от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы:мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля, половинки яблок.

Способ получения изображения:ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка.

vОттиск поролоном

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

vОтпечатки листьев

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы:бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения:ребенок покрывает листок дерева красками разного цвета, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берет новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

vОттиск мятой бумагой

Возраст:от четырех лет.

Средства выразительности:

пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения:ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

vВосковые мелки + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности:

цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы:восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения:

ребенок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми мелками остается незакрашенным.

vКляксография с трубочкой

Возраст:от пяти лет.

Средства выразительности:пятно, цвет.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения:ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется, недостающие детали дорисовываются.

vМонотипия предметная

Возраст:от пяти лет.

Средства выразительности:

пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения:ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

vНабрызг

Возраст:от пяти лет.

Средства выразительности:точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочки плотного картона либо пластика (5 х 5 см).

Способ получения изображения:ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

vМонотипия пейзажная

Возраст:от шести лет.

Средства выразительности:пятно, тон, симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага голубого цвета, кисти, гуашь или акварель, влажная губка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

vГраттаж

Граттаж(от французскогоgratter – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом картона, залитого тушью или гуашью. Другое название техники – воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа отличаются контрастом белых или цветных линий рисунка и черного фона.

Возраст:от шести лет.

Материалы: белый картон, восковые мелки, стеки, черная тушь или гуашь, широкая кисть. Способ получения изображения:

1. Грунтовка листа воском. Ребенок закрашивает лист картона восковыми мелками разных цветов (наносит яркие пятна так, чтобы весь лист был раскрашен, без пробелов).

2. Широкой кистью наносит слой черной гуаши, предварительно добавив в гуашь несколько капель жидкого мыла или клея ПВА (воспитатель), тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.

3. Дать хорошо высохнуть.

4. Используя стеку, начинает процарапывать рисунок.

vПластилинография

Пластилинография –это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Рекомендации педагогам:

vиспользуйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;

vв планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;

vповышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.

Рекомендации родителям:

vматериалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;

vзнакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;

vне критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;

vхвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь

ваш ребенок индивидуален!

Вывод:

v Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, а затем и учится в школе.

v Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры – потешки, пальчиковая гимнастика, а также нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации.

Используемая литература:

vЮ.В. Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности»СПб «Каро» 2009

vА.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»СПб «Каро» 2010

vК.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет» Москва «Гном и Д» 2001

vН.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» СПБ «Детство – Пресс» 2004

vГ.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» Москва «Скрипторий 2003» 2015

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.04.2019

Дата обновления: 08.04.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».