в каком ВОЗРАСТЕ ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛУ?
Педагог – психолог Елена
Леонидовна Доброва
Современное поколение детей, несомненно, отличается от
предыдущего. Вполне вероятно, что ваш малыш уже в дошкольном возрасте он умеет
читать, считать и даже писать. И кажется, что в детском саду еще целый год ему
будет скучно – пришло время учиться! Но есть одна загвоздка: вашему сыну или
дочке еще нет 7 лет, а ведь именно этот возраст считается стандартным для
поступления в 1 класс. Другая ситуация: ребенку почти 7, он много знает и
умеет, но психологически еще явно не готов к учебе. А на будущий год ему будет
уже почти 8. Не поздновато ли для зачисления в школу? Для родителей мальчиков
завершение учебы в 18 лет кажется страшным сном – что, если ребенка заберут в
армию прямо со школьной скамьи? С другой стороны, не хочется отбирать у малыша
целый год беззаботного детства… Что же делать?
В каком возрасте ребенок должен идти в школу по закону?
Прежде чем размышлять о психологических аспектах
начала учебной жизни, давайте разберемся, с какого возраста детей
принимают в первый класс школы по российскому законодательству.
Согласно
Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от
29.12.2012, возраст ребенка, идущего в первый класс, определяется следующим
образом:
Получение
начального общего образования в образовательных организациях начинается по
достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при
отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими
возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных
представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить
прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным
программам начального общего образования в более раннем или более позднем
возрасте.
Таким
образом, по закону дети должны идти в первый класс в возрасте 6,5-8 лет,
поэтому родителям следует ориентироваться на эти возрастные рамки. Начало
обучения в школе для детей младше 6,5 лет в принципе возможно, но лучше, если
такое решение родителями будет принято осознанно, после консультации с детским
психологом. Некоторые частные школы реализуют специальные обучающие программы
для таких малышей: классы в них больше похожи на группы детского сада.
Откладывание решения «учебного вопроса», если ребенку уже исполнилось 8 лет,
чревато плотным общением с органами опеки и попечительства, поскольку родители
несут полную ответственность за реализацию права своего чада на получение
образования.
Таким
образом, у каждой семьи, независимо от того, в какое время года родился
ребенок, по сути, есть право выбора между двумя вариантами: отдавать его в
школу в 6,5-7,5 лет или в 7-8 лет. И решение порой принять бывает очень
непросто.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?
«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть
подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно,
образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к
детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше
многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается
обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к
учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в
российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные
характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс,
согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.
Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?
Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет»
выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и
умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих
социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в
школе, в рекомендациях по ФГОС:
Список требований к современному первокласснику,
разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в
школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться.
Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до
начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха.
Главное –
психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых
знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это
без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту
уверенность в него самого!