ДООП Игры с психологом МДОО 174 на 2023-2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №174
СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
(протокол от 31.08.2023 № 6)

Утверждена приказом
МБДОУ-детского сад № 174
от 31.08.2023 № 30

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Игры с психологом»

Направленность: социально-гуманитарная

Автор-составитель:

Возраст обучающихся: от 2 до 6 лет

Файзрахманова Виолетта

Срок реализации программы: 1 год

Айдаровна, педагог-

Уровень программы: стартовый

психолог МБДОУ -

(ознакомительный)

детского сада №174

Вид программы: модифицированная

Екатеринбург, 2023

1

Содержание
Раздел 1.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1.

Пояснительная записка (общая характеристика
программы)

3

1.2.

Цель и задачи программы

5

1.3.

Содержание программы

6

1.4.

Планируемые результаты

26

Раздел 2.

Комплекс организационно-педагогических условий

28

2.1.

Календарный учебный график

28

2.2.

Условия реализации программы

36

Материально-техническое обеспечение
2.3.

Формы аттестации

38

2.4.

Методические материалы

38

Список литературы

40

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Главной составляющей полноценного развития детей является сенсорное
развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира,
первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного,
физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того
насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты несет
особые коррекционные и развивающие возможности. Её оборудование –
позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные
предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их
потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной
среде.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов
восприятия и представлений о предметах, объектах и явлений окружающего мира.
Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам
формирования
и
проходит
неравномерно.
Замедленность,
недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитикосинтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его
знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить
планомерному наблюдению за объектом, его рассматриванию, ощупыванию и
обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных
свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов,
т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками
(сенсорными эталонами), которые сложились исторически. Только тогда
появится точность восприятия, сформируется способность анализировать
свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты
восприятия.
Сенсорное
развитие,
формирование
пространственно-временной
организации деятельности ребѐнка базируется и теснейшим образом связано с
его
моторной
активностью
(характеризующейся
недостаточной
дифференциацией,
координацией
и
переключаемостью
движений,
неустойчивостью темпа движений, неумением подчинить свои действия
словесным инструкциям). Все перечисленное выше является важнейшим
аспектом формирования предпосылок дальнейшего развития.
Практика диагностической и коррекционно-развивающей деятельности
показывает, что правильное представление ребенка с легкой умственной
отсталостью о действительности обеспечивает накопление знаний, а вместе с
двигательной активностью и успешное освоение новых видов деятельности,
адаптацию к новой обстановке, что подтверждает нужность и необходимость
проведения данной программы в нашей школе.
Особенностью программы является то, что на основе создания оптимальных
условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков
дается
правильное
многогранное
представление
об
окружающей
действительности, способствующее оптимизации психического развития
ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

3

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в
отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым,
А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими учеными, об
общности основных закономерностей психического развития в норме и
патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об
актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о
соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе
социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном»
развитии ребенка и т.
1.2 Цель и задачи программы
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей
профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни
психического развития.
Цель программы - обогащение чувственного опыта ребенкачерез
целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Задачи программы:
1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:


снятие психоэмоционального напряжения;



саморегуляция и самоконтроль;



умение управлять своим телом, дыханием;



умение передавать свои ощущения в речи;



умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

 формирование представлений о положительных и отрицательных
эмоциях;


уверенность в себе.

2. Развитие коммуникативной сферы детей:
 эмпатические
чувства, желание
эмоциональную и физическую поддержку;

формирование
мотивации
коммуникативных навыков;


к

оказывать
общению

друг
и

другу
развитие

 преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам
(агрессивность).

3. Развитие психических процессов и моторики детей:


произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

память, мышление, воображение, восприятие
тактильное, слуховое), умственные способности.


1.3 Содержание программы

4

(зрительное,

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей
развития детей
Возраст 2-3 года
В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют
достижения в психическом и физическом развитии, которые сопровождаются
чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.
Раннее детство - период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются
активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова,
которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К
двум годам количество слов у детей достигает - до 200-300, а к трём - до 1500
слов.
В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети
этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение
импульсивно. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по
собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный
характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко
отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Мышление у детей 2-3 лет - наглядно действенное. Дети этого возраста
интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной
деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий
с разнообразными предметами.
У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление
(действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт
предметной деятельности.
Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания.
Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале. Далее дети
называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».
Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для
развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном
развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют многообразные виды
обращения людей с предметами в различных социальных ситуациях, усваивают
предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Дети
с помощью сюжетно-ролевых игр подготавливаются к участию в общественной
жизни.
Окружающая ребенка среда должна быть простроена таким образом, чтобы
поощрять стремление ребенка к самовыражению, игровой деятельности.
Возраст 3 - 4 года
Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится игра. На границе
раннего (от 1 до 3 лет) и дошкольного (от 3 до 7 лет) детства впервые возникает
игра с сюжетом. Одновременно с ней или позже возникает образно – ролевая игра.
В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно
действует. Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок
склонен фантазировать.
Дети начинают знакомиться друг с другом, учатся полноценному общению,
формируя социальные формы общения, навыки, понятия.

5

Продолжает развиваться речь – звуковая сторона речи. Дети начинают
осознавать особенности своего произношения, интенсивно растет словарный
состав речи, грамматический строй.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его
устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого
возраста может сосредоточиться в течение 10-15 мин, но привлекательное для
него дело может длиться достаточно долго.
Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую
эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту
информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий
(понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или
огорчивших его).
Начинает развиваться воображение.
Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во
взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые
избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают
преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников
во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ещё
ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также
их половая идентификация.
Период трех лет считается трудным – это связано с кризисом трехлетнего
возраста. Трудность состоит в том, что ребенок начинает отделять себя от
взрослых и проявляет возрастающую строптивость. Для ребенка чаще всего
характерно: негативизм, эгоцентризм, самостоятельность.
Возраст 4-5 лет
Доминантным психическим процессом на данном возрастном этапе является
память, которая активно продолжает развиваться. В 5 лет он может запомнить
уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.
Начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное
запоминание и припоминание появляется эпизодически.
Продолжает развиваться речь, которая носит ситуативный характер, а при
общении со взрослым становиться вне ситуативной. Использование новых форм
речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами
общения, встающими перед ребенком. Взрослый становиться для ребенка
эрудитом, который способен объяснить все и рассказать обо всем, что носит
познавательный характер.
Использование речи, как кругозора ребенка, открытие им новых граней
окружающего мира. Ребенка интересует не просто какое либо явление само по
себе, но и причины и следствия его возникновения.
Ребенок развивается физически и становится более вынослив. Снижается
утомляемость, фон настроения выравнивается.
Продолжает развиваться фантазирование. Ребенок с помощью словесного
описания может представить то, что никогда не видел.
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее
образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в

6

мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают
складываться в игре, рисовании, конструировании.
Связь мышления и действия сохраняется, но становиться не такой
посредственной как раньше. Развивается способность выстраивать
умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от
непосредственной деятельности.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью,
появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться
лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Тематическое планирование психологических занятий с детьми
Предполагаемая программа стимулирует у детей накопление чувственного
опыта, сочетая его с моторной активностью.
Сроки реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Возраст детей: 2-5 лет
Занятия проводятся, в форме бесед, игр.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Длительность занятий: 3-5 – 15-20 минут; 5-6 лет — 25-30 минут;
Программа состоит из четырех уровней:
1. Занятия, развивающие тактильное и кинестетическое восприятие,
вестибулярный аппарат
2. Занятия, развивающие восприятие тела в пространстве, чувство равновесия,
мускульного
напряжения, движения глаз
3. Занятия, развивающие ощущения тела, моторное планирование, слуховое
восприятие.
4. Занятия, развивающие глазодвигательную координацию, визуальное
восприятие, речь.

Календарно-тематическое планирование по программе
«Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате»
А.И. Титарь (1,5 – 3 года)

7

№

Этапы

Цель занятий

Кол-во часов

Формы
промежуточ
ного
контроля

Сентябрь
1

Знакомство с сенсорной
комнатой

2

«Цвета и настроение»

Знакомство детей с
интерактивной средой
темной сенсорной
комнаты, формирование
заинтересованности детей
к работе с оборудованием,
установление доверия
между психологом и
детьми.
Снятие
негативных
эмоций и состояний.

3

«Мы веселые ребята»

развитие зрительной
ориентировки при
восприятии цвета, формы
активизация зрительного
восприятия;
Развитие
мелкой
моторики,
тактильной
чувствительности.

4

«Цвета радуги»

Развитие:
воображения;
зрительного восприятия;
мышления;
мелкой моторики.
Снижение
тревожности.
Создание
психологического
комфорта.

8

уровня

Самоанализ

совершенствование
умения
анализировать
образец, закрепляя знания
о цвете, форме, величине
предметов.

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7.

Саморегуляция
и
стабилизация
психического состояния;

Октябрь
5

«Путешествие в
космос»

Снятие
негативных
эмоций и состояний.

«Волшебный свет»

7

«В гостях у сказки»

8

«Моя фантазия»

9

«В гости к сказке»

10

«Азбука эмоций»

коррекция и развитие
зрительного и
цветовосприятия,
внимания, памяти,
произвольной
саморегуляции, снятие
психоэмоционального
напряжения
знакомство со способами
управления и регуляции
настроения,
совершенствование
умения распознавать свое
настроение,
уметь
рассказывать
о
нем,
развитие
коммуникативных
навыков,
доброжелательности
снятие эмоционального
напряжения, развитие
9

Самоанализ

6

Развитие
кинестетического
анализатора,
самовосприятия,
эмоционального мира
развитие
цветовосприятия,
тактильных ощущений,
развитие координации
движений, снятие
эмоционального и
мышечного напряжения
развитие
зрительного
восприятия, внимания и
сосредоточения,
двигательной активности
детей,
развитие
коммуникативных
навыков
снятие
психоэмоционального
напряжения

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7.

Саморегуляция
и
стабилизация
психического состояния.

11

«Ты обиду не держи,
поскорее расскажи!»

12

«Галактика»

общей и мелкой
моторики, активизация
зрительного восприятия,
концентрации внимания;
развитие зрительной
памяти, мышления.
Развитие социальных
эмоций. Гармонизация
личности ребенка
развитие
кинестетического
восприятия, воображения,
памяти,
мышления,
крупной
моторики,
ориентировки
в
пространстве.

Мои чувства: «Страх»

развитие
тактильных
ощущений, зрительного
восприятия,
памяти,
внимания;
обогащение
сенсорного опыта.

14

«Моя любимая семья»

Развитие представлений о
детскородительских
отношениях, любви и
уважении друг к другу,
ценности и значимости
семьи;
активизация
зрительного восприятия;
формирование фиксации
взора;
развитие кинестетических
ощущений;
развитие
самосознания,
воображения; релаксация.

15

«Наше настроение»

развитие
умения
различать цвета, находить
цвет
по
образцу;
стимулирование
зрительной
поисковой
деятельности детей для
усвоения обобщающего
понятия «цвет».
активизация зрительного
восприятия;
Развитие мелкой

10

Самоанализ

13

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7

Ноябрь

16

«Таинственный остров»

моторики руки;
активизация зрительного
восприятия;
формирование фиксации
взора,
концентрации
внимания;
усвоение
понятия «время суток»;
развитие воображения.
Развитие эмпатии;

17

«Разноцветные сны»

развитие аналитического
восприятия свойств и
признаков
предмета;
развитие
тактильных
ощущений, мелкой моторики.
Развитие эмоциональной
сферы.

18

«Морское
приключение»

развитие
тактильных
ощущений, зрительного
восприятия,
памяти,
внимания;
обогащение
сенсорного опыта.
формирование фиксации
взора,
концентрации
внимания,
плавного
прослеживания,
зрительно-моторной
координации;
совершенствование
ориентировки
в
пространстве

19

«Дружба»

развитие аналитического
восприятия свойств и
признаков
предмета;
развитие
тактильных
ощущений,
мелкой
моторики;
активизация
кинестетического
анализатора.

20

«Ребёнок и кукла»

Формирование
коммуникативной сферы.
Учить детей выделять
общие и отличительные
признаки человека и его

11

подобия.

«Все мы разные»

23

«Грусть и радость»

24

«Ссора»

25

«Совместное дело»

26

«Паутинка»

27

«Настроение»

28

«Волшебный мешочек»

29

«Паровозик с именем»

30

«Робкость»

Повышать у детей
уверенность в себе,
развивать координацию
движений, развивать
слуховое восприятие.
Повышение у детей
уверенности в себе,
сплочение группы,
знакомство с чувством
12

Самоанализ

22

Знакомить с
отличительными
особенностями
внешности - цветом глаз и
волос.
Знакомить с
отличительными
особеннотями других.
Помочь понять причины
возникновения основных
эмоциональных
состояний (радость,
грусть и т.д.), учить
проявлять их по внешним
проявлениям.
Помочь понять некоторые
причины возникновения
конфликтов.
Помочь понять, что
вместе справиться гораздо
легче, чем по одиночке.
Развивать чувства
принадлежности к группе.
Развивать навыки
позитивного социального
поведения.
Дать ребёнку
возможность ощутить
свою принадлежность к
группе, выразить своё
настроение. Учить детей
ощущать близость, тепло
другого.
Развивать групповую
сплоченность. Повышать
у детей уверенность в
себе.
Январь

Самоанализ

«Какого цвета твои
глаза и волосы?»

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7.

21

1
Теоретические 0,3.
Практические 0,7

Декабрь

«Самодовольство»

33

«Злость»

34

«Волшебная поляна»

35

«Язык прикосновений»

36

«Игры с изюминкой»

37

«За репкой»

38

«Чудо остров»

39

«В стране чувств»

Снятие напряжение,
получение позитивного,
двигательного опыта,
развитие памяти,
воображения, развитие
уверенности в себе.
Развитие воображение,
стимулирование
творческого потенциала.
Стабилизация
психических процессов,
снятие напряжение.

13

Самоанализ

32

Самоанализ

«Удивление»

1
Теоретические 0,3.
Практические 0,7

31

робости.
Знакомство с чувством
удивления, закрепление
мимических навыков.
Знакомство с чувством,
повышение чувства
уверенности в себе,
развитие позитивного
мышления.
Знакомство с чувством
злости, тренировка
умений различать
чувства, направление
эмоций в положительное
русло.
Развитие идентификации
со своим именем,
формирование
позитивного мышления
ребёнка к своему «Я»,
стимулирование
творческого
самовыражения.
Развитие сенсорноперцептивной сферы,
развитие произвольности
поведения, развитие
воображения,
символических
представлений.
Развитие творческого
мышления и
воображения,
совершенствование
механизмов
саморегуляции.
Февраль

40

«Грубость и драка»

41

«Злой язычок»

42

«Цирк»

43

«Болезнь куклы»

44

«Сережа и щенок»

Обучение способам
адекватного телесного
выражения различных
эмоциональных
состояний. Развитие
уверенности в себе.
Развивать у детей
фантазию, чувства , учить
контролировать
мышечные ощущения,
чтобы уметь менять
характер движений.
Учить отображать
отрицательные и
положительные черты
характера героев.
Учить детей передавать
чувства интонацией.
Учить детей подбирать
характерные для героев
интонации, движения.
Учить давать моральную
оценку происходящему.
Развивать быстроту
реакции, волевые
процессы. Учить детей
расслабляться.
Учить детей
самостоятельно выражать
свои мысли, чувства.
Учить детей передавать
характеры героев
движениями. Учить детей
активно принимать
участие в обсуждении,
создавать эмоциональные
образы. Учить
расслаблятся.
Закреплять
выразительные движения,
учить детей
сопереживать, учить в
проблемной ситуации
находить позитивные
решения. Учить детей
расслабляться.
Учить детей передавать
задуманный образ
движениями.
Анализировать поступки

14

«Красная шапочка»

46

«Путешествие к
незнайке»

47

«Волшебная страна»

48

«Бал»

49

«Сказочные
персонажи»

50

«Избушка и Баба Яга»

51

«Путешествие на Луну»

Дать детям понятие
доброты через сказочных
героев. Закреплять
навыки совместной
деятельности при
разыгрывании общей
ситуации.
Закреплять навыки
совместных действий при
разыгрывании истории.
Учить детей
анализировать поведение
своё и окружающих.
Закреплять навыки
доброты и зла на
конкретных примерах.
Развивать творческие
способности детей, учить
подбирать характерные
для героев движения
(мимику, пантомимику).
Развивать невербальные
средства общения, учить
передавать
эмоциональные
переживания в образах,
сопереживать героям.
Учить анализировать
переживания, события.
Учить детей определять
эмоции по условным
графическим
изображениям.
Закреплять образ
«доброго» и «злого» героя
в движениях.
Закреплять
выразительность мимики,
пантомимики. Развивать
воображение.
Учить детей управлять
своим телом. Учить
интонациями, жестами

15

Самоанализ

45

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7

героев. Дать детям
представление, что
«хороших» и «плохих»
детей не бывает, а бывают
разные поступки.
Март

53

«Лесная школа»

54

«Геометрические
фигуры»

55

«Величина»

56

«Средства общения»

57

«Общение в различных
жизненных ситуациях»

58

59

«Профилактика
психоэмоционального
напряжения элементами
сказочной терапии»
«Жадность»

60

«Шаловливые игры»

Закреплять
выразительность мимики,
пантомимики. Учить
распределять внимание.
Закреплять представления
о школе. Учить детей
высказывать свою точку
зрения.
Формирование
целостного образа,
стимулирующий массаж
кистей рук, выполнение
фигурок из пальцев.
Сравнение предметов по
величине: длина, высота.
Дать представление о
средствах общения.
Закрепить навыки
общения. Закрепить
навыки владения своими
эмоциями.
Закрепить навыки
саморегуляции.
Учить детей изображать
модели поведения
персонажей разными
чертами характера. Учить
детей расслабляться.
Развивать внимание
детей. Учить детей
передавать заданный
образ движениями. Учить
искать выход из
конфликтных ситуаций.
Май

16

Самоанализ

«Снежная королева»

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7

52

передавать настроение,
эмоции.
Закреплять навыки
совместных действий в
разыгрывании сказочного
сюжета. Закреплять
навыки
самостоятельности в
ведении беседы,
развивать волевые
процессы.
Апрель

62

«В осеннем лесу»

63

«Рыбки играют»

64

«Поиграем с котёнком»

65

«Волшебные волны»

66

«Страна сладостей»

67

«Лежебока наш Барсук»

68

«Весёлое путешествие»

Настроить детей на
общую игру. Учить
использовать
выразительные движения.
Формировать у детей с
помощью игры
моральные
представления.
Обучение приемам
выражения удовольствия
и радости. Учить
контролировать свое
поведение в новой
незнакомой обстановке.
Обучение детей
расслаблению мышц,
осознанию состояния
покоя, ненапряженное.
Обучение детей
расслаблению мышц,
осознанию состояния
покоя, не напряжённости;
развитие уверенности в
своих силах.
Обучение детей
мимическим проявлениям
чувств.
Помощь детям в снятии
психического
напряжения,
сосредоточении на себе,
своих ощущениях,
отключении от
неприятных мыслей.
Развитие ловкости,
координации движений,
активности; обеспечение
эмоциональной разрядки.
Развитие способности
понимать эмоциональное
состояние другого
человека и умения
адекватно выразить свое
(радость, удовольствие)

Самоанализ

«Кривляки,
хвастунишки и
дразнилки»

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7

61

69

«Доброе животное»

Обучение расслаблению
мышц, осознанию
состояния покоя, не

17

1
Теоре
тичес
кие
0,3.
Прак
тичес
Само
кие
анали
0,7.
з

Июнь

70

«Поход в театр»

71

«Звёздочки сверкают»

72

«Любопытная кукла
Варвара»

73

«Воздушные шарики»

74

«Песенка мамы»

75

«Веселый ручеек»

76

«Волшебная бабочка»

напряженности.
Снятие психического
напряжения, внушение
желаемого настроения.
Развитие способности
понимать эмоциональное
состояние другого
человека и умения
адекватно выражать свое;
расслабление мышц
живота, шеи, лица.
Развитие сенсомоторной
сферы. Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Снятие эмоционального и
мышечного напряжения.
Коррекция негативных
поведенческих реакций;
Развитие навыков
бесконфликтного
общения.
Снижение
психоэмоционального
напряжения, внушение
желаемого настроения.
Организация детей на
собственные возможности
Развитие способности
понимать эмоциональное
состояние другого
человека и умения
адекватно выражать свое
(радость, удовольствие).
Закрепление полученных
впечатлений и навыков.

Календарно-тематическое планирование по программе
«Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» А.И.
Титарь (3-5 лет)
№

Этапы

Цель занятий

Кол-во часов

Формы
промежуточ
ного
контроля

1

Знакомство с сенсорной
комнатой

Знакомство детей с
интерактивной средой
18

1
Те
ор
ет
ич
ес
ки
Са
е
мо
0,3
ан
.
ал
Пр
из
ак
ти

Сентябрь

2

«Цвета предметов»

темной сенсорной
комнаты, формирование
заинтересованности детей
к работе с оборудованием,
установление доверия
между психологом и
детьми.
Основные эталоны цвета.
Подбор
предметов,
различающихся
по
доминантному признаку.

3

Нахождение одинаковых
и разных по цвету
предметов
на
основе
практических действий.

4

Сопоставление цветов, их
сочетаний и оттенков.
Комбинирование разных
цветов.
«Цвет, форма, величина
предметов»

6

7

8

9

10
11

12

«Размер предметов»

Геометрические фигуры.
Соотнесение фигур с
предметами,
совпадающими по форме.
Закрепление
наименований
геометрических фигур.
Воспроизведение
простейших комбинаций
по образцу и памяти.
Представление предметов
по их схематическим
изображениям.
Сравнение предметов по
высоте, длине, ширине,
толщине.
Группировка предметов
по указанным признакам.
Простые мерки для
измерения и
сопоставления предметов.
Закрепление и обобщение
представлений о размерах
предметов.
Ноябрь

19

Самоанализ

5

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7.

Октябрь

17

Моделирование
пространственных
отношений по инструкции
педагога

18

Моделирование
пространственных
отношений по замыслу

19

Ориентировка на
плоскости листа.
Повторение времен года,
выделение отличительных
особенностей.
Декабрь

20

«В гостях у времён
года»

21

«Кто в домике живет?»

22

«Найди листочек»

23

«Большая и маленькая
башни»

Формировать речевой
слух, развивать
собственную активную
речь,
совершенствоватьсилу
голоса и воспитывать
положительный интерес к
занятия.
Формировать у детей
слуховое восприятие,
находить предмет и
называть его, развивать
зрительную
ориентировку,
воспитывать интерес к
занятиям
На эмоциональночувственной основе
познакомить детей с
особенностями полых
предметов разной
величины: можно
накладывать меньший на

20

Самоанализ

16

в Местоположение
предметов в пространстве
относительно друг друга
Моделирование
пространственных
отношений.

Самоанализ

«Ориентировка
пространстве»

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7

15

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7.

14

«Ориентировка в схеме Схема тела. Правая и
левая сторона тела.
собственного тела»
Схема тела и направления
пространства
по
отношению к себе.

13

24

«Собери корзиночку»

25

«Найди такой же
предмет»

26

«Собери картинку»

27

«Угадай, какой цвет?»

28

«Двухместная
матрёшка»

больший, накрывать
меньший большим.
Развивать тонкие
движения кончиками
большого, указательного
и среднего
пальцев.Выполнять
действия выбора
предметов с
ориентировкой на одно
свойство – величину,
воспитывать интерес к
занятию
Формировать у детей
практические знания о
цвете: красный, зеленый,
о величине: большой и
маленький, развивать
умение подбирать
предметы определенного
цвета по показу.
Формировать у детей
простейшие приемы
установления тождества и
различия цвета
однородных предметов,
воспитывать интерес к
занятиям.
Упражнять детей в
составлении целого
предмета из его частей,
развивать зрительное
восприятие, воспитывать
волю, усидчивость,
целеустремленность
Формировать цветовое
восприятие:
красный,желтый, синий;
развивать внимание на
цветовые свойства
предметов,
совершенствовать
навыквыполнять задания
с однородными
предметами,
ориентируясь на одно
свойство
Формировать
представления о величине
(большая, маленькая).

21

Научить открывать и
закрывать матрешку,
закрепить навык
называния цвета
(красный, желтый, синий,
зеленый),расширять
активный словарь:
большая, маленькая
матрешка, верх, низ,
платочек, фартучек
Январь

30

«Робкость»

31

«Удивление»

32

«Самодовольство»

33

«Злость»

34

«Подбери такой же
предмет»

Упражнять мелкие
мышцы пальцев;
побуждать детей точно
выполнять действия по
указанию воспитателя
(например, находить
пуговицу,
соответствующую петле и
застегивать ее),
воспитывать аккуратность
и внимание
Повышение у детей
уверенности в себе,
сплочение группы,
знакомство с чувством
робости.
Знакомство с чувством
удивления, закрепление
мимических навыков.
Знакомство с чувством,
повышение чувства
уверенности в себе,
развитие позитивного
мышления.
Знакомство с чувством
злости, тренировка
умений различать
чувства, направление
эмоций в положительное
русло.
Побуждать различать
цвета предметов
(красный, синий, желтый,
зеленый), расширять
чувственный опыт,
выделять предметы и

22

Самоанализ

«Застегни кукле
пальто»

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7

29

«Разложи правильно»

37

«За репкой»

38

«Чудо остров»

39

«В стране чувств»

40

«Грубость и драка»

Снятие напряжение,
получение позитивного,
двигательного опыта,
развитие памяти,
воображения, развитие
уверенности в себе.
Развитие воображение,
стимулирование
творческого потенциала.
Стабилизация
психических процессов,
снятие напряжение.
Обучение способам
адекватного телесного
выражения различных
эмоциональных
состояний. Развитие
уверенности в себе.
Развивать у детей
фантазию, чувства , учить
контролировать
мышечные ощущения,
чтобы уметь менять
характер движений.

23

Самоанализ

36

Самоанализ

«Большой и маленький
предмет»

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7

35

подбирать их по
одинаковой окраске,
воспитывать
положительный интерес к
занятию
Побуждать детей
обращать внимание на
величину предметов,
формировать умение
пользоваться
простейшими предметами
установления тождества и
различия объектов по
величине, понимать слова
такой, не такой,большой,
маленький
Формировать умение
группировать по величине
однородные предметы и
сравнивать разнородные
предметы. Воспитывать
интерес к анятиям,
наблюдательность и
аккуратность.
Февраль

42

«Цирк»

43

«Болезнь куклы»

44

«Сережа и щенок»

45

«Красная шапочка»

Дать детям понятие
доброты через сказочных
героев. Закреплять
навыки совместной
деятельности при

24

Самоанали
з

«Злой язычок»

1
Теоретиче
ские 0,3.
Практичес
кие 0,7

41

Учить отображать
отрицательные и
положительные черты
характера героев.
Учить детей передавать
чувства интонацией.
Учить детей подбирать
характерные для героев
интонации, движения.
Учить давать моральную
оценку происходящему.
Развивать быстроту
реакции, волевые
процессы. Учить детей
расслабляться.
Учить детей
самостоятельно выражать
свои мысли, чувства.
Учить детей передавать
характеры героев
движениями. Учить детей
активно принимать
участие в обсуждении,
создавать эмоциональные
образы. Учить
расслаблятся.
Закреплять
выразительные движения,
учить детей
сопереживать, учить в
проблемной ситуации
находить позитивные
решения. Учить детей
расслабляться.
Учить детей передавать
задуманный образ
движениями.
Анализировать поступки
героев. Дать детям
представление, что
«хороших» и «плохих»
детей не бывает, а бывают
разные поступки.
Март

46

«Незнайка в стране
чудес»

47

«Волшебная страна»

48

«Бал»

49

«Сказочные
персонажи»

50

«Баба Яга - костяная
нога»

51

«Путешествие в
космос»

52

«Снежная королева»

разыгрывании общей
ситуации.
Закреплять навыки
совместных действий при
разыгрывании истории.
Учить детей
анализировать поведение
своё и окружающих.
Закреплять навыки
доброты и зла на
конкретных примерах.
Развивать творческие
способности детей, учить
подбирать характерные
для героев движения
(мимику, пантомимику).
Развивать невербальные
средства общения, учить
передавать
эмоциональные
переживания в образах,
сопереживать героям.
Учить анализировать
переживания, события.
Учить детей определять
эмоции по условным
графическим
изображениям.
Закреплять образ
«доброго» и «злого» героя
в движениях.
Закреплять
выразительность мимики,
пантомимики. Развивать
воображение.
Учить детей управлять
своим телом. Учить
интонациями, жестами
передавать настроение,
эмоции.
Закреплять навыки
совместных действий в
разыгрывании сказочного
сюжета. Закреплять
навыки
самостоятельности в
ведении беседы,
развивать волевые
процессы.

25

«Геометрические
фигуры»

55

«Величина»

56

«Средства общения»

57

«Общение в различных
жизненных ситуациях»

58

59

«Профилактика
психоэмоционального
напряжения элементами
сказочной терапии»
«Жадность»

60

«Шаловливые игры»

61

«Кривляки,
хвастунишки и
дразнилки»

62

«В осеннем лесу»

Самоанализ

54

Закреплять
выразительность мимики,
пантомимики. Учить
распределять внимание.
Закреплять представления
о школе. Учить детей
высказывать свою точку
зрения.
Формирование
целостного образа,
стимулирующий массаж
кистей рук, выполнение
фигурок из пальцев.
Сравнение предметов по
величине: длина, высота.
Дать представление о
средствах общения.
Закрепить навыки
общения. Закрепить
навыки владения своими
эмоциями.
Закрепить навыки
саморегуляции.

Самоанализ

«Лесная школа»

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7

53

1
Теоретические 0,3.
Практические 0,7

Апрель

Учить детей изображать
модели поведения
персонажей разными
чертами характера. Учить
детей расслабляться.
Развивать внимание
детей. Учить детей
передавать заданный
образ движениями. Учить
искать выход из
конфликтных ситуаций.
Май
Настроить детей на
общую игру. Учить
использовать
выразительные движения.
Формировать у детей с
помощью игры
моральные
представления.
Обучение приемам
выражения удовольствия
и радости. Учить
26

64

«Поиграем с котёнком»

65

«Волшебные волны»

66

«Страна сладостей»

67

«Лежебока наш Барсук»

68

«Весёлое путешествие»

69

«Спрячь зайку от лисы»

70

«Кто где спит?»

71

«Игра с мячами»

72

«Чудесный мешочек»

Формировать умение
соотносить предметы с
учётом цвета и формы.
Продолжаем знакомство с
тремя геомтрическими
формами и их
названиями.
Формирование действия
подбора по образцу.
Формирование умение
выделять параметры
величины предметов.
Развивать навыки подбора
фигур на ощупь по
зрительно

27

Самоанализ

«Рыбки играют»

1
Теоретические 0,3. Практические 0,7.

63

контролировать свое
поведение в новой
незнакомой обстановке.
Обучение детей
расслаблению мышц,
осознанию состояния
покоя, ненапряженное.
Обучение детей
расслаблению мышц,
осознанию состояния
покоя, не напряжённости;
развитие уверенности в
своих силах.
Обучение детей
мимическим проявлениям
чувств.
Помощь детям в снятии
психического
напряжения,
сосредоточении на себе,
своих ощущениях,
отключении от
неприятных мыслей.
Развитие ловкости,
координации движений,
активности; обеспечение
эмоциональной разрядки.
Развитие способности
понимать эмоциональное
состояние другого
человека и умения
адекватно выразить свое
(радость, удовольствие)
Июнь

73

«Разноцветные
флажки»

74

«Найди свою полянку»

75

«Соберём фрукты»

76

«Радуга»

воспринимаемому
образцу. Закрепление
навыков цветовых
оттенков.
Формирование умения
различать цветовые тона
путём сравнения их друг с
другом и прикладывание
к образцу.
Совершенствовать
зрительное восприятие.
Приучать точно и
старательно выполнять
поручения группы.
Закреплять умение
соотносить цвет у разных
предметови одинаковые
предметы разных цветов.
Закреплять умение
различать и называть
величину предметов
(фруктов). Развивать
слуховое восприятие.
Ознакомление детей с
системой цветов, включая
новый для них голубой
цвет.

1.4 Планируемые результаты
1.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет количество учебных недель и
количество учебных дней, даты начала и окончания учебных этапов;
определяет даты проведения занятий для каждой подгруппы, является
приложением к учебно-тематическому плану.
Месяц

2

Сентябрь

1

Число

Время проведения

Кол-во
часов

19

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
22

11:10 - 11:15 (теория)

28

1

Место
проведения
занятий

Сенсорная
комната

№

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
3

26

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
4

29

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
5

3

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
6

6

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
7

10

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
8

13

11:10 - 11:15 (теория)

1

9

Октябрь

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
17

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)

10

20

11:10 - 11:15 (теория)

Сенсорная комната

16:25-16:30 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
11

24

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
12

27

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
3

11:10 - 11:15 (теория)
11:15 - 11:25 (практика)

29

1

Сенс
орна
я
комн
ата

13

Нояб
рь

11:25 - 11:30 (теория)

11:25 - 11:30 (теория)
14

7

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
15

10

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
16

14

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
17

17

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
18

21

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
19

24

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
20

28

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
21

1

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
22

5

16.00 - 16:05 (теория)

1

23

Декабрь

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
8

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)

24

12

16.00 - 16:05 (теория)
16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)

30

1

Сенсорная комната

11:25 - 11:30 (теория)

25

15

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
26

19

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
27

22

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
28

26

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
29

29

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
30

9

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
31

12

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
16

16.00 - 16:05 (теория)

1

33

Январь

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
19

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)

34

23

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
35

26

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
36

30

16.00 - 16:05 (теория)

31

1

Сенсорная комната

32

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
37

2

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
38

6

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
39

9

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
40

13

16.00 - 16:05 (теория)

1

41

Февраль

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
16

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)

42

20

16.00 - 16:05 (теория)

Сенсорная комната

11:25 - 11:30 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
43

23 (22)

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
44

27

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
1

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
46

Март

11:25 - 11:30 (теория)
5

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)

47

12

11:10 - 11:15 (теория)
11:15 - 11:25 (практика)

32

1

Сенсорная комната

45

11:25 - 11:30 (теория)
48

15

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
49

19

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
50

22

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
51

26

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
52

29

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
53

2

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
54

5

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
55

9

16.00 - 16:05 (теория)

1

56

Апрель

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
12

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
57

16

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
58

19

11:10 - 11:15 (теория)
11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)

33

1

Сенсорная комната

11:25 - 11:30 (теория)

59

23

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
60

26

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
61

30

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
62

3

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
63

7

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
64

14

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
17

Май

65

66

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
21

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
68

28

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
4

70

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)

Июнь

69

16:25-16:30 (теория)
7

11:10 - 11:15 (теория)

34

1

Сенсорная комната

24

Сенсорная
комната

67

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
72

11

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
73

14

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
74

18

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
75

21

11:10 - 11:15 (теория)

1

11:15 - 11:25 (практика)
11:25 - 11:30 (теория)
76

25

16.00 - 16:05 (теория)

1

16:05-16:25 (практика)
16:25-16:30 (теория)
2.1 Планируемые результаты
1. Стабильное психоэмоциональное состояние у детей.
2. Владеют навыками самоконтроля и саморегуляции.
3. Управляют своим телом и дыханием.
4. Передают свои ощущения с помощью речи.
5. Умеют расслаблятьсся, освобождаться от напряжения.
6. Могут дать определение «положительным» и «отрицательным» эмоциям.
7. Уверены в себе и своих силах.
8. Сопереживают друг другу, оказывают эмоциональную и физическую
поддержку.
9. Коммуникативны и имеют мотивацию в общении.
10. Сдерживают свои негативные эмоции по отношению ко сверстникам.
11. Сформировано произвольное внимание у детей.
12. Сформирована когнитивная сфера у детей.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение

35

В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов
торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности
ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего
взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной
комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия
и уверенности в себе, богатство положительных эмоций — развитию внутренних
резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств,
основанных на доброжелательности.
В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio –
«облегчение», «расслабление»). Детей охватывает общее состояние покоя,
связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в
результате произвольных усилий, а свето -, цвето -, звуко - и ароматерапия
воздействуют на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.
Противопоказаниями посещения сенсорной комнаты являются соматические
и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации
невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.
Игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и
самоконтроля, развития эмоционально волевой сферы, произвольности внимания,
его устойчивости и переключаемости, развития координации, в том числе
зрительно-моторной, а также память, мышление, воображения и различных
видов восприятие (зрительное, тактильное, слуховое).
Пространство сенсорной комнаты также используется при проведении
диагностических бесед на первичном приёме.
Перечень оборудования сенсорной комнаты:
№

Название оборудования

Назначение оборудования

1

Комплект
из
воздушнопузырьковых
колонн, акриловых зеркал
и мягкого основания

Развитие зрительного и тактильного
восприятия,
цветовосприятия,
активизация внимания, стирание из
памяти тяжелых эмоций травматического
события.
Релаксация
в
процессе
представления образов

2

Проектор с управлением Релаксация в сочетании со спокойной
эффектами
музыкой или сказками.

3

Световой столик
рисования

4

Растение –фонтан

способствует
развитию
воображения, мышления

5

Интерактивный проектор

Способствует формированию зрительной
стимуляции, релаксации, познавательной
деятельности, а также коррекции
нарушений зрения, тренируя глазные
мышцы и наблюдательность.

6

Интерактивный источник способствует активизации внимания,
света
повышения познавательного интереса,
развития
(восстановления)
у
них

для Развитие мелкой и общей моторики,
воображения.

36

внимания,

различных функций и навыков, так же
применяется для релаксации.
7

Сухой
бассейн
шариками

8

Интерактивная
песочница

с способствует нормализации массы тела,
оказывает
закаливающий
эффект,
оказывает
благотворное
сенсорное
воздействие, создает положительный
психоэмоциональный фон.
способствует развитию мелкой моторики
рук, которая в свою очередь влияет на
развитие речи, взаимодействует с
мышлением, воображением, зрительной
памятью и координацией

2.3. Формы аттестации
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.75) и
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№196 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» проведение итоговой
аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам не предусмотрено.
Оценка образовательных результатов обучающихся по итогам реализации
дополнительной общеразвивающей программы носит вариативный характер.
Инструменты оценки достижений детей должны способствовать росту их
самооценки и познавательных интересов, а также диагностировать мотивацию
достижений личности.
Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, беседа,
опрос.
2.4 Методические материалы
Методические материалы включают в себя: описание методов обучения;
описание педагогических технологий.
Основные методы работы в сенсорной комнате:
- игры и игровые упражнения;
- дыхательные упражнения;
- релаксационные упражнения;
- беседы и сказкотерапия;
- наблюдения;
- музыкотерапия;
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов
торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности
ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего
взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной
комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия
и уверенности в себе, богатство положительных эмоций — развитию внутренних
37

резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств,
основанных на доброжелательности.
В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio –
«облегчение», «расслабление»). Детей охватывает общее состояние покоя,
связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в
результате произвольных усилий, а свето -, цвето -, звуко - и ароматерапия
воздействуют на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.
Противопоказаниями посещения сенсорной комнаты являются соматические
и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации
невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.
Игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и
самоконтроля, развития эмоционально волевой сферы, произвольности внимания,
его устойчивости и переключаемости, развития координации, в том числе
зрительно-моторной, а также память, мышление, воображения и различных
видов восприятие (зрительное, тактильное, слуховое).
Пространство сенсорной комнаты также используется при проведении
диагностических бесед на первичном приёме.

38

Список литературы
1. Добина Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду. –
Ярославль: Академия развития, 2009.
2. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната
-волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б.
Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
3. Колосс Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
Практические рекомендации. – М.: АРКТИ
, 2010.
4. Обеспечение психологически комфортной образовательной среды
ДОУ:
возможности сенсорной комнаты. С.Ю. Прохорова // Ж-л «Справочник
педагога-психолога» № 9, 2013г
5. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате:
Практическое пособие для ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008.
6. Сенсорная
методическое

комната

–

волшебный

мир

здоровья:

Учебно-

пособие / Под ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С.Галлямовой. –
СПб.:
Генезис, 2005.
7. Селищева Т.В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7
лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной
комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. ФГОС ДО. – издательство
Учитель 2020 г.-192 с.
8. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013
9. Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. - Терапевтические сказки в
коррекционной работе с детьми. : Издательство «ФОРУМ», 2011- 170 с.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».