Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками

СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
(протокол от 31.08.2023 № 6)

УТВЕРЖДЕНА приказом
МБДОУ-детского сада № 174
от 31.08.2023 № 30

Рабочая программа
коррекционно-развивающей работы с воспитанниками
с ООП – одаренными детьми
№ Раздел про- Содержание
п/п граммы
1

Нормативно- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от
правовая до- 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
кументация Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 (статья 13 (п.
1), 27, 29, 31)
Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об
утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №
1155
Национальная стратегия действий в интересах детей на
2012–2017 годы
Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации «Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа на период до
2020 года”»
Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе “Дети России” от 30 октября 2002 г.»

2

Определение На основании заключения ППК по результатам психолонаправлен- гической диагностики или по запросу родителей или заности КРР
конных представителей ребенка
Диагностическая деятельность
Организационная деятельность
Консультационно-просветительская деятельность
Развивающая деятельность

№ Раздел про- Содержание
п/п граммы
3

Цель и задачи КРР

Цель: создать оптимальные условия, чтобы выявлять и
развивать талантливых и одаренных детей, их самореализацию.
Воспитательная цель: воспитать личность, которая обладает коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных
убеждений.
Образовательная цель: расширить единое образовательное пространство детского сада для социально значимой
реализации индивидуальной образовательной стратегии
одаренных детей.
Развивающая цель: развивать способности одаренных
детей, включаться в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи КРР: выявить детей с признаками талантливости и
одаренности в условиях детского сада, проанализировать
основные направления работы с талантливыми и одаренными детьми в детском саду. Интегрировать основное и
дополнительное образование, разработать план мероприятий для развития творческой, психомоторной и академической одаренности детей. Повысить педагогическую
компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей

4

Алгоритм
выявления и
сопровождения одаренных детей

I этап – диагностика, организация: сентябрь – октябрь
Цель: подготовить условия для формирования системы
работы с одаренными воспитанниками в детском саду.
Задачи: изучить нормативную базу, по данной проблеме,
разработать программы работы с одаренными детьми,
разработать структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
Планируемые мероприятия: провести комплексную
психолого-педагогическую диагностику индивидуальных
особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-

№ Раздел про- Содержание
п/п граммы
воспитательного процесса; создать творческую группу
воспитателей по работе с одаренными детьми; ознакомить
воспитателей с передовым опытом в области работы с
одаренными детьми; создать систему диагностики развития одаренности детей, систему взаимосвязей творческой
группы педагогов дошкольных учреждений, средней
школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений. Разработать и скорректировать
программы воспитателей по различным видам деятельности, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
II этап – реализуем программу: ноябрь – апрель
Цель: апробируем систему работы с одаренными детьми.
Задачи: разработать методические рекомендации по работе с одаренными детьми, основы научного исследования, материалы для различных мероприятий: тематические недели, декады, праздники. Сформировать методическую библиотеку детского сада по работе с одаренными
детьми, повысить квалификацию педагогов в области работы с одаренными детьми.
Мероприятия: организовать деятельность социальнопсихологической службы по работе с одаренными
детьми. Внедрить педагогические технологии развития
детской одаренности. Выпустить информационные бюллетени, методические рекомендации, памятки по работе с
одаренными детьми. Пополнить и обновить банк данных
«Одаренные дети детского сада», банк данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик. Психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Методическая помощь в реализации программ, обмен
опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.

№ Раздел про- Содержание
п/п граммы
Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми, регулярное проведение интеллектуальнотворческих мероприятий.
III этап – итогово-аналитический: май – август
Цель: коррекция системы работы с одаренными детьми.
Задачи: анализ итогов реализации программы, преемственность в воспитании и развитии одаренных детей на
всех этапах воспитания и обучения в детском саду. Скорректировать затруднения педагогов в реализации программы. Обобщить и презентовать результаты работы
детского сада в реализации программы по одаренным детям.
Мероприятия: обобщить результаты предыдущего этапа.
Скорректировать проект и уточнить программу. Апробировать изменения в проекте. Распространять позитивный
опыт, публикации в периодических изданиях. Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей. Мониторинг личных достижений воспитанников. Анализ деятельности воспитателей по организации работы с одаренными детьми.
Создать систему работы с одаренными детьми в условиях
детского сада. Определить проблемы, которые возникли в
ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана программы дальнейшей работы в этом направлении.
Результаты:
Система выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Воспитательная среда для успешности каждого ребенка
через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
Увеличить количество воспитанников с высокими достижениями в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.

№ Раздел про- Содержание
п/п граммы
Материально-техническая база детского сада для работы
с одаренными детьми.
Пропагандировать и распространять психолого-педагогический опыт работы с одаренными детьми
5

Анкеты, тесты, опросники для работы с одаренными
детьми и их
семьями

Диагностические методики для детей:
Психолого-педагогическое наблюдение
Интеллектуальная шкала Стенфорд Бине для детей от 2
лет «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена для детей от 5
лет
Невербальный тест Р. Кеттелла для детей от 4 лет
Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6–7) И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой для детей 6–7 лет
Вербальный тест Дж. Гилфорда в адаптации Е.Е. Туник
Фигурный (изобразительный) тест П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой.
Субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры»
Фигурный тест П. Торренса в адаптации Е.Е. Туник с рекомендацией использования для детей от 5 лет
Тест «Круги» – на выявление творческих способностей
Тест «Домик» – на зрительно-моторную координацию
Диагностические методики для родителей (законных
представителей) и воспитателей
Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А.И. Савенкова
Методика экспертных оценок по определению одаренных
детей А.А. Лосева
Нормативная шкала диагностики одаренности, разработанная И.Г. Холлом, Н. Скиннером специально для родителей. Охватывает возрастной диапазон от одного месяца
до семи лет
Опросник экспертной оценки одаренности Дж. Рензулли,
Р. Хартман, К. Каллахэн

№ Раздел про- Содержание
п/п граммы
Вести карту одаренного ребенка
6

Примерный
перспективный план мероприятий
психологопедагогического сопровождения талантливых
детей

№ Мероприятие
п/п

Сроки Ответственные
проведения

1

Подбор и апробаАвция пакета диагно- густ,
стических методик сентябрь

Воспитатели,
педагог-психолог

2

Изучение индиви- Сендуальных особен- тябрь
ностей и интересов
дошкольников

Воспитатели,
специалисты детского
сада

3

Консультирование Сенпедагогов и родите- тябрь
лей

Воспитатели,
педагог-психолог

4

Выступление на ро- ОкПедагог-психолог,
дительском собра- тябрь, воспитатели
нии по теме: «Раз- апрель
витие творческих
способностей Вашего ребенка»!

5

Групповая консуль- Нотация педагогов по ябрь
теме «Роль педагога дошкольного
образования в создании условий и
развивающей среды
для одаренных детей»

Педагог-психолог,
воспитатели

6

Подготовить материал для Уголка

Педагог-психолог

Декабрь

№ Раздел про- Содержание
п/п граммы
психолога по теме:
«Что делать, если у
вас одаренный ребенок?»
7

Групповая консуль- Янтация педагогов по варь
теме «Как общаться
с родителями одаренных детей?»

Педагог-психолог

8

Отслеживание эмо- Февционального
раль
настроя детей на занятиях

Воспитатели,
специалисты,
педагог-психолог

9

Проведение внутри НоВоспитатели,
детского сада кон- ябрь, специалисты,
курсов детского ху- апрель педагог-психолог
дожественного
творчества, турниров шахматистов
или шашечников,
КВН, викторин, интеллектуальных
шоу познавательной и умственной
направленности,
постановок театрализованных представлений, спортивных мероприятий
Участие в районных, республиканских, российских и
международных
конкурсах:

№ Раздел про- Содержание
п/п граммы
турнир способностей «Лучше всех»
Всероссийская
олимпиада для дошкольников
«Мастер оригами»
«Мой уникальный
робот»
«Гербарий»
«Я бы в космос полетел»
«Безопасная дорога»
«Знатоки флоры и
фауны»
«Дошкольная пора»
«Мечтай, исследуй,
размышляй»
10

Мониторинг эффек- Март
тивности работы

Воспитатели,
педагог-психолог

7

Комплекс
мер по психолого-педагогическому
сопровождению родителей (законных представителей)

Индивидуальные и групповые консультации, занятия с
элементами тренинга
Анкетирование
Участие родителей в воспитательно-образовательном
процессе, в совместной работе с детьми: конкурсах, выставках, праздниках
Семинары-практикумы
Лектории
Клуб
Памятки, буклеты

8

Методическое сопровождение

Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа,
планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. – Волгоград: Учитель, 2012

№ Раздел про- Содержание
п/п граммы
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2011
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.:
Мозаика, 2010
Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными
детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: ГОМЦ «Школьная книга»,
2012
Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами
искусства. – М.: Педагогическое общество России, 2013
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М.: Просвещение, 2012


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».