Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с воспитанником в соц-оп положении

СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
(протокол от 31.08.2023 № 6)

УТВЕРЖДЕНА приказом
МБДОУ-детского сада № 174
от 31.08.2023 № 30

Рабочая программа
коррекционно-развивающей работы с воспитанником
из семьи в социально опасном положении
№

Раздел программы

Содержание

1

Нормативноправовая документация

Письмо Минобрнауки России от 01.12.2015 № ВК
2969/07 «О направлении методических рекомендаций»
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Закон РФ «Об образовании» 29.12.2012 № 273-ФЗ
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Гражданский кодекс РФ
Семейный кодекс РФ

2

Взаимодействие с государственными и
общественными
структурами

Специалисты в сфере опеки и попечительства
Комиссия по делам несовершеннолетних
Органы внутренних дел
Управление образованием
Специалисты детской поликлиники

3

Направления
КРР

Диагностическая деятельность
Организационная деятельность
Консультационно-просветительская деятельность
Коррекционно-профилактическая деятельность

4

Цель и задачи
КРР

Цель: помочь сформировать комплексную систему социально-психолого-педагогической поддержки семьи.
Задачи КРР: выявить семьи, которые нуждаются в профилактическом внимании на ранней стадии кризиса;
контролировать и поставить на учет ППк, семьи группы

№

Раздел программы

Содержание
риска по запросу педагогов, на основе заключения
ПМПК; побуждать родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье; оптимизировать детско-родительские отношения; повысить правовую и психолого-педагогическую культуру родителей;
оказывать консультативно-методическую помощь родителям в вопросах воспитания и развития ребенка; разрабатывать методические рекомендации для родителей;
пропагандировать семейные ценности, семейное воспитание и здоровый образ жизни

5

Алгоритм выявления и сопровождения семей
в социально
опасном положении

1-й этап: выявляем семьи группы риска. Неблагополучие семей определяем по факторам социального
риска. Ежегодно в начале учебного года проводим мониторинг семей, по результатам которого составляем
социальный паспорт детского сада и создаем банк данных детей на внутрисадовском учете. По результатам
мониторинга прогнозируем стратегию взаимодействия
с семьями.
2-й этап: устанавливаем контакт с семьей. Приглашаем родителей или законных представителей к специалистам.
3-й этап: изучаем семьи. Проводим социально-педагогическую и психологическую диагностику семьи. Анализируем микроклимат в семье, материальное обеспечение,
социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания, положение ребенка в семье. По
результатам определяем тип семьи и причины семейного
неблагополучия.
4-й этап: собираем документы. С помощью специалистов детского сада и родителей собираем документы на
семью.
5-й этап: разрабатываем план индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи. В
плане прописываем содержание необходимой помощи и

№

Раздел программы

Содержание
поддержки со стороны детского сада. Выбираем формы
и методы работы с семьей.
6-й этап: реализуем индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения семьи. Психолого-педагогическое сопровождение семей группы риска
предполагает комплексную работу со всеми участниками
педагогического процесса.
Воспитатель наблюдает за детьми и оказывает им необходимую помощь в развитии и социализации. Приглашает родителей на индивидуальные беседы по вопросам
воспитания и развития детей, проводит индивидуальные
и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания
детей, личностного и психического развития.
Педагог-психолог знакомит родителей с представлением
о возрастной психологии, о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком, проводит круглые столы по вопросам эффективного воспитания. Родителей приглашают на тренинги по
коррекции детско-родительских отношений, практикумы
по обучению навыкам конструктивного взаимодействия
в семье и рефлексивного поведения. Формы работы педагога-психолога с детьми: наблюдение, беседа, диагностика эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, коррекционно-развивающая работа, мониторинг психологического состояния.
Учитель-логопед производит диагностику развития речевой сферы и коррекцию речевых нарушений у воспитанников. Проводит консультации, открытые занятия и
семинары-практикумы по своему направлению.
Музыкальный руководитель проводит занятия, которые
способствуют развитию и сплочению детей в группе. Использует народные и подвижные игры, хороводные игры
с пением, телесно ориентированные игры.

№

Раздел программы

Содержание
Инструктор по физической культуре проводит: диагностику физического развития воспитанников; занятия
по развитию психофизических процессов: скорости, выносливости, ловкости; закаливание, самомассаж.
7-й этап: анализ работы. Проводим наблюдение за семьей, динамикой развития детско-родительских отношений; оказываем психолого-педагогическую помощь семье.
8-й этап: снимаем с учета. Если положение в семье
улучшается или ребенок выбывает из детского сада –
снимаем с учета

6

Анкеты, тесты,
опросники для
работы с семьями СОП

Диагностические методики для родителей или законных
представителей
Анкета «Воспитание в семье»
Анкета «Хорошие ли вы родители?»
Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение,
авторитетность) А.Н. Волкова (в модификации В.И.
Слепковой)
Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдамиллер, В. Юстицкис
Тест «Уровень субъективного контроля» (умение брать
на себя ответственность) Дж. Роттер
Тест «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова
(в модификации И.И. Махониной)
Диагностические методики для детей:
Методика «Дом – Дерево – Человек» (исследование личности) Дж. Бук
Методика «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич.
Методика «Межличностные отношения ребенка» Р.
Жиля
Методика «Рисунок семьи»
Проективный цветовой тест Люшера
Методика «Паровозик» С.В. Велиева

№

Раздел программы

Содержание
Методика «Цветик-восьмицветик» А.О. Прохорова, С.В.
Велиева

7

Примерный
№ Название
комплекс мер
программы.
по психологосубъекты сопедагогичепровождения
скому сопро1 Индивидуальвождению восные коррекпитанников:
ционные запланы, пронятия
граммы
Цель программы: тренировка психических процессов в игровой форме.
Стартовые
условия: ребенок 5–7 лет,
с низкой зрелостью произвольности
психических
познавательных процессов.
Ответственный: педагогпсихолог
2

Программа
групповых
игровых тре-

Задачи

Методы коррекции

Развивать
компоненты
произвольного внимания: сосредоточенность,
переключаемость, объем,
устойчивость.
Развивать
произвольную зрительную и слуховую память.
Развивать
компоненты
логического
мышления,
умения анализировать,
делать выводы

Игры с правилами:
дидактические,
настольно-печатные,
подвижные, развивающие, сюжетно-ролевые, драматизации
Пальчиковые игры
Сенсорные игры
Графические игры
Упражнения на
нейтрализацию эмоциональной
тревожности
Музыкально-ритмические движения

Сформировать чувство
принадлежности к группе,

Мимическая гимнастика
Упражнения на мышечную релаксацию

№

Раздел программы

Содержание
нингов «Давайте жить
дружно»
Цель: способствовать психическому и
личностному
росту ребенка.
Стартовые
условия: дети
4–6 лет с высоким уровнем тревожности.

3

помочь ребенку почувствовать себя
более защищенным.
Развивать
навыки социального поведения.
Формировать
позитивное
отношение к
своему «Я».

Дыхательная гимнастика
Элементы сказкотерапии
Игры коммуникации
Рисование
Игры с песком, рисование песком

Ответствен- Способствоный: педагог– вать повышепсихолог
нию уверенности в себе и
развитию самостоятельности

Кляксография
Лепка
Работа в паре, тройке
Музыкально-ритмические упражнения

Логопедическая КРР
Цель: коррекция общего
недоразвития
речи детей
старшего дошкольного
возраста».
Стартовые
условия: дети

Артикуляционные
гимнастики
Игры на развитие
направленной воздушной струи
Пальчиковые гимнастики
Компьютерная игра
«Игры для Тигры»
Логопедический массаж пальцев и кистей

Развитие просодической
стороны речи,
правильного
звукопроизношения.
Развитие фонематических
процессов,
лексико-грамматических
средств языка

№

Раздел программы

Содержание
5–7 лет с проблемами
в речи.
Ответственный: учительлогопед

рук с помощью нестандартного оборудования

8

Комплекс мер
по психологопедагогическому сопровождению родителей или законных представителей

Социальные акции
Индивидуальные и групповые консультации, занятия с
элементами тренинга
Анкетирование
Участие родителей в конкурсах, выставках, субботниках,
праздниках
Семинары-практикумы
Лектории
Клуб
Памятки, буклеты
Маршруты выходного дня

9

Методическое Алябьева Е.А. Коррекционно развивающие занятия для
сопровождение детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера,
2010
Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь». – М.: «Генезис», 2009
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. –
Ярославль: Академия развития, 2000
Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5–7 лет, 2е изд. – Ярославль: Академия развития, 2001
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвас-таюсь и радуюсь: Программы эмоционального
развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2000
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия.
Игры. – М.: Владос, 2001
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: Детство Пресс, 2007

№

Раздел программы

Содержание
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка
к своему Я. – Москва, «Генезис», 2004
Семенака Н.И. Уроки добра. – Москва, «АРКТИ», 2002
Чистякова М.И. Психогимнастика. – Москва, «Просвещение», 1990
Методическое пособие для психолога по социально-психологическому сопровождению семей, находящихся в
социально опасном положении (СОП)
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика
развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет
Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция
эмоционального мира дошкольников 4–6 лет: Пособие
для практических работников детских садов / Автор-составитель И.А. Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС»,
2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».