Программа ВСОК ДО с учетом реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 174
(МБДОУ - детский сад № 174)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ -детский сад № 174
(протокол от 14.03.2023 № 4)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБДОУ - детский сад № 174
от 14.03.2023 № 10

ПРОГРАММА
внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)
с учетом реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон
МБДОУ - детский сад № 174

1

Введение
Организация внутренней системы оценки качества образования с учетом
реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон МБДОУ - детский сад № 174
является обязательной для каждого образовательного учреждения и является условием
реализации статьи 28 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (Компетенция,
права, обязанности и ответственность образовательной организации: п.3/13 «проведение
самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества
образования»).
Качество образования интерпретируется как «...комплексная характеристика
образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их
соответствия
федеральным
государственным
образовательным
стандартам,
образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или)
потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов
образовательной программ (ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность
по информационному обеспечению управления образовательным учреждением,
основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса,
его ресурсного обеспечения и его результатов.
Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и
оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательной
деятельности, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и
личностным ожиданиям.
Нормативное правовое обеспечение программы организации ВСОКО в ДОУ:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N
1155)
 Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования»;
 Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведении
самообследования в образовательной организации»;
 Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей
деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
 Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей,
характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
В процессе реализации процедуры оценки качества образования, эксперт
оперирует следующими понятиями:
 контроль - процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних
условий функционирования и развития Учреждения, несущих в себе угрозу для
реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые
возможности для этого, процесс оценки работы Учреждения, а также выявления
необходимости и организации осуществления ее коррекции;
 измерение - оценка уровня образовательных достижений, содержание которых
соответствует реализуемым образовательным программам;
 критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта;
 мониторинг - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих
количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого
является установление степени соответствия измеряемых образовательных
2

результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной
в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных
требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся;
 экспресс-экспертиза - изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий
и результатов образовательной деятельности, с минимальной временной реализацией.
Цель внутренней системы оценки качества образования:
 получение объективной информации о состоянии качества образования в Учреждении,
тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
 формирование информационной основы принятия управленческих решений.





















Принципы организации внутренней системы оценки качества образования
в Учреждении:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной
и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
сопоставимости системы показателей с региональными и федеральными аналогами;
доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и
взаимозависимостей;
рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ
и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога;
минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах
реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий,
используемого инструментария) с муниципальными, региональными аналогами;
соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в Учреждении.
Основные задачи внутренней системы оценки качества образования:
обеспечение надежности и технологичности процедур оценки качества образования;
определение качества образовательных программ с учетом ФГОС ДО, с учетом
реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон и запросов основных потребителей
образовательных услуг;
определение соответствия фактических образовательных условий Учреждения к
условиям реализации образовательной программы Учреждения;
определение степени соответствия результатов освоения образовательных программ
федеральному
государственному
образовательному
стандарту
дошкольного
образования;
оценка состояния и эффективности деятельности Учреждения;
повышение квалификации педагогов Учреждения в области оценки качества
образования, анализа и использования результатов оценочных процедур;
обеспечение открытости и доступности проводимых процедур по оценке качества
образования;
обеспечение руководителя Учреждения аналитической информацией, необходимой для
3

принятия управленческих решений и определения тенденций развития Учреждения.
















Источники, используемые для оценки качества образования:
контроль;
мониторинг;
самообследование,
экспертные оценивания;
анкетирование;
социологический опрос;
статистическая отчетность
и другие диагностические материалы.
Основные результаты
реализации внутренней системы оценки качества образования:
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих на качество образования в Учреждении, с учетом реализации
образовательной системы Л.Г. Петерсон;
получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в Учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его
уровень;
предоставления всем участникам образовательных отношений и общественности
достоверной информации о качестве образования;
принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
прогнозирование развития образовательной системы в Учреждении.

Технология проведения
внутренней оценки качества образования Учреждения
Предметом ВСОКО в Учреждении является деятельность, основанная на
систематическом анализе:
 качества содержания и организации образовательной деятельности (т.е. процессов) с
учетом реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон;
 качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность с учетом
реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон;
 качества результатов образовательной деятельности с учетом реализации
образовательной системы Л.Г. Петерсон с учетом реализации образовательной системы
Л.Г. Петерсон.

1. Качество
содержания и организации образовательной деятельности
Качество содержания и организации образовательной деятельности
выявляется в процессе оценки:
1) Качества ООП ДО, АОП ДО, ДООП - соответствие требованиям ФГОС ДО и с учетом
реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон;
4

2) Качества образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной
детской деятельности) с учетом реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон;
3) Качества взаимодействия всех участников образовательных отношений с учетом
реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон.

1.1. Качество ООП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО и с учетом
реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон
Показатели оценки соответствия ООП ДО требований ФГОС ДО и с учетом реализации
образовательной системы Л.Г. Петерсон:
 наличие ООП ДО;
 наличие учебного плана, годового календарного учебного графика, краткой
презентации ООП ДО;
 наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений в целевом, содержательном и организационном разделе;
 соответствие целевого, содержательного и организационного компонента ООП ДО,
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
 целевая направленность, содержательный и организационный компонент в части,
формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в соответствии с
изучением спроса на образовательные услуги со стороны потребителей;
 целевая направленность, содержательный и организационный компонент ООП ДО, в
части, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в
соответствии со спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность;
 целевая направленность, содержательный и организационный компонент ООП ДО
разработаны на основе учета потребностей и возможностей всех участников
образовательных отношений.
Критерии оценки соответствия ООП ДО требований ФГОС ДО:
0 - показатель не представлен
1- соответствует в меньшей степени
2- соответствует в большей степени
3- соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа качества ООП ДО
(Приложение № 1).

1.2. Качество АОП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО и с учетом
реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон
Показатели оценки соответствия АОП ДО требований ФГОС ДО, с учетом реализации
образовательной системы Л.Г. Петерсон:
 наличие АОП ДО;
 наличие учебного плана, годового календарного учебного графика, краткой
презентации АОП ДО;
 содержательный раздел АОП ДО включает в себя содержание коррекционной работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья;
 наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений в целевом, содержательном и организационном разделе;
5

 соответствие целевого, содержательного и организационного компонента АОП ДО
возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся;
 целевая направленность, содержательный и организационный компонент в части,
формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в соответствии с
изучением спроса на образовательные услуги со стороны потребителей;
 целевая направленность, содержательный и организационный компонент АОП ДО в
части, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в
соответствии со спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность;
 целевая направленность, содержательный и организационный компонент АОП ДО
разработаны на основе учета потребностей и возможностей всех участников
образовательных отношений.
Критерии оценки соответствия АОП ДО требований ФГОС ДО:
0 - показатель не представлен
1- соответствует в меньшей степени
2- соответствует в большей степени
3- соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа качества АООП ДО
(Приложение № 2).

1.3. Качество дополнительных общеразвивающих программ с учетом
реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон
Показатели оценки соответствия дополнительных общеразвивающих программ
требованиям федерального законодательства в части дополнительного образования,
запросам родителей (законных представителей):
 наличие дополнительных общеразвивающих программ;
 структурные компоненты дополнительных общеразвивающих программ разработаны;
 наличие рабочих программ к дополнительным общеразвивающим программам;
 структурные компоненты рабочих программ к дополнительным общеразвивающим
программам разработаны;
 содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется в рамках
следующих направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурноспортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая;
 соответствие дополнительных общеразвивающих программ возрастным и
индивидуальным особенностям обучающихся;
 дополнительные общеразвивающие программы разработаны в соответствии с
изучением спроса на дополнительные образовательные услуги со стороны
потребителей.
Критерии оценки соответствия дополнительных общеразвивающих программ
требованиям федерального законодательства в части дополнительного образования,
запросам родителей (законных представителей):
0 - показатель не представлен
1- соответствует в меньшей степени
2- соответствует в большей степени
3- соответствует в полном объеме
6

Фиксация результатов контроля производится в картах анализа качества дополнительных
общеразвивающих программ Учреждения (Приложение № 3).

1.4. Качество образовательного процесса с учетом реализации
образовательной системы Л.Г. Петерсон
Показатели оценки качества образовательного процесса выявляются в процессе
оценки:
1) Качества образовательного процесса, организованного взрослым.
2) Качества самостоятельной детской деятельности.

1.4.1 Качество образовательного процесса,
организованного взрослым с учетом реализации образовательной
системы Л.Г. Петерсон
Показатели оценки качества образовательного процесса, организованного взрослым:
Программное содержание:
 соответствие цели и содержания деятельности требованиям программы;
 соответствие программного содержания возрасту детей;
 интегрирование содержания образовательных областей (направлений образовательной
работы) и видов деятельности;
Создание условий для проведения образовательного процесса:
 наглядность;
 рациональность размещения детей;
 соблюдение санитарно-гигиенических условий, безопасности;
Методика проведения образовательного процесса:
 организационный момент, создание интереса к деятельности;
 обоснованность и правильность отбора методов, приемов и средств обучения,
соответствие их содержанию и поставленным целям;
 приемы развития высших психических функций (мышление, внимание, память).
Использование заданий с опорой на несколько анализаторов;
 использование инноваций и авторских методик в процессе деятельности;
 использование разнообразных форм организации детей (работа в парах, малыми
подгруппами, индивидуально, коллективно);
 партнерское сотрудничество: педагог-ребенок, ребенок-ребенок;
 структура деятельности, взаимосвязь частей образовательной деятельности в
соответствии с поставленными целями; преемственность этапов и последовательное
нарастание сложности;
 речь педагога: грамотность, логичность, эмоциональность:
 умение доступно преподнести новый материал;
 умение педагога точно формулировать вопросы к детям;
Умение педагога решать разнообразные коррекционно-развивающие задачи:
 развитие компонентов речи;
 осуществление индивидуального подхода;
 осуществление дифференцированного подхода к детям с разными темпами
психического развития;
 методы и приемы активизации и побуждения воспитанников к деятельности;
 педагогическая оценка деятельности детей, качество этой оценки;
7

 умение педагога своевременно изменять, корректировать свою деятельность в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
Обеспечение здоровьесберегающих условий:
 соответствие продолжительности НОД возрастным требованиям;
 стиль, темп общения, эмоциональность;
 методы и приемы, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
Выполнение педагогом поставленных задач.
Работа по реализации воспитательных задач.
Деятельность детей:
 непосредственность, непринужденность поведения детей;
 наличие у детей интереса к деятельности;
 работоспособность детей;
 речевая активность детей;
 степень самостоятельности и активности детей.
Критерии оценки качества образовательной деятельности, организованной взрослым:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа
образовательного процесса, организованного взрослым (Приложение № 4).

качества

1.4.2. Качество самостоятельной
детской деятельности с учетом реализации образовательной системы
Л.Г. Петерсон
Для оценки качества самостоятельной детской деятельности используется
инструментарий Федерального института развития образования. Ссылка: http://fironir.ru/index.php/sbornik-materialov.html

Инструментарий разработан для проведения педагогической диагностики развития
детей 3 - 7 лет, направленный на использование результатов наблюдений за детьми в
диапазоне от 3 до 7 лет (3-4, 4-5, 5-6, 6-7) в общении, игровой, познавательноисследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности для
проектирования образовательного процесса. В этот инструментарий включены
унифицированные формы «Карты развития», где фиксируются результаты наблюдений за
детьми. Эти карты служат для оценки качества развития детей, оценки правильности
выбранной тактики образовательного процесса и отправной точкой при проектировании
дальнейшей педагогической деятельности.
Показатели проявления инициативы в общении, игровой, познавательноисследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности у детей
дошкольного возраста:
 творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой);
 инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной
деятельностью);
 коммуникативная инициатива (наблюдение за совместной деятельностью:
продуктивной и игровой (игра с правилами, сюжетная игра));
8

 познавательная инициатива – любознательность (наблюдение за познавательноисследовательской и продуктивной деятельностью);
 двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной
активности).
Фиксация результатов контроля производится в унифицированных картах развития
детей, разработанных Федеральным институтом развития образования (Приложение №
5).

1.5. Качество взаимодействия
всех участников образовательных отношений с учетом реализации
образовательной системы Л.Г. Петерсон
Показатели общей оценки качества взаимодействия
образовательных отношений:
1) Взаимодействие сотрудников с детьми.
2) Взаимодействие с родителями обучающихся.
3) Взаимодействие с социумом.

всех

участников

Критерии оценки качества взаимодействия всех участников образовательных отношений:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в общей карте анализа качества
взаимодействия всех участников образовательных отношений после заполнения:
1) Карты анализа качества взаимодействия сотрудников с детьми;
2) Карты анализа взаимодействия с родителями обучающихся;
3) Карты анализа взаимодействия с социумом.
(Приложение № 6).

1.5.1. Взаимодействие сотрудников с детьми с учетом реализации
образовательной системы Л.Г. Петерсон
Показатели оценки качества взаимодействия сотрудников с детьми:
 сотрудники создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе;
 сотрудники способствуют установлению доверительных отношений с детьми;
 сотрудники чутко реагируют на инициативу детей в общении;
 взаимодействуя с детьми, сотрудники учитывают их возрастные и индивидуальные
особенности;
 сотрудники уделяют специальное внимание детям с особыми образовательными
потребностями;
 сотрудники используют позитивные способы коррекции поведения детей;

9

 педагоги планируют образовательную работу (развивающие игры, занятия, прогулки,
беседы, экскурсии и пр.) с каждым ребенком и с группой детей на основании данных
психолого-педагогической диагностики развития каждого ребенка;
 дети постоянно находятся в поле внимания взрослого, который при необходимости
включается в игру и другие виды деятельности;
Критерии оценки качества взаимодействия сотрудников с детьми:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится карте анализа качества взаимодействия
сотрудников с детьми (Приложение № 6).

1.5.2. Взаимодействие
с родителями обучающихся с учетом реализации образовательной
системы Л.Г. Петерсон с учетом реализации образовательной системы
Л.Г. Петерсон
Показатели оценки качества взаимодействия с родителями обучающихся:
 отсутствие формализма в организации работы с семьей;
 учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании
работы;
 социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о
составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании
работы;
 использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных,
наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных
форм работы с семьей; преимущественно интерактивный характер взаимодействия;
 участие родителей в семейных конкурсах, праздниках, организуемых в Учреждении;
 систематическая организация активной психолого-педагогической работы по
повышению компетентности педагогов Учреждении и родителей в области их
взаимодействия;
 разнообразие форм консультативной помощи по актуальным вопросам взаимодействия
(родительские собрания, семинары, работа в творческих группах, консультации,
деловые игры, тренинги, круглый стол, «Родительский университет», педагогическая
гостиная, мастер-классы по различным направлениям, дни открытых дверей и т.д.);
 выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта
взаимодействия с семьей и передового опыта семейного воспитания;
 «открытость» Учреждения для родителей;
 участие родителей в государственно-общественном управлении Учреждением - работа
родительского комитета, участие родителей в деятельности Совета Учреждения и др.
 отсутствие конфликтных ситуаций.
Критерии оценки качества взаимодействия с родителями обучающихся:
10

0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится карте анализа качества взаимодействия с
родителями обучающихся (Приложение № 6).

1.5.3. Взаимодействие с социумом с учетом реализации образовательной
системы Л.Г. Петерсон
Показатели оценки качества взаимодействия с социумом:
 взаимодействие с медицинскими учреждениями в целях создания единого
образовательно-оздоровительного пространства Учреждения (детская поликлиника);
 взаимодействие со спортивными учреждениями в целях создания единого
образовательно-оздоровительного пространства (спортивные школы);
 взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и культуры в целях
социокультурной самореализации участников образовательного процесса (театры,
музеи, библиотеки, детские дома творчества);
 взаимодействие с учреждениями образования в целях создания преемственности в
организации образовательной системы (школы, институты, образовательные центры)
 взаимодействие с иными социальными партнерами (УГИБДД, МЧС и др.);
 организация сотрудничества.
Критерии оценки качества взаимодействия с социумом:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа качества взаимодействия
с социумом (Приложение № 6).

2. Качество
условий, обеспечивающих образовательную деятельность с
учетом реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон
Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность выявляется
в процессе оценки:
1) Качества финансовых условий;
2) Качества материально-технических условий;
3) Качества психолого-педагогических условий;
4) Качества кадровых условий;
5) Качества развивающей предметно-пространственной среды.
11

2.1. Качество финансовых условий
Показатели общей оценки качества финансовых условий:
 обеспечение возможности выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации и
структуре ООП ДО;
 обеспечение реализации обязательной части ООП ДО и части, формируемой
участниками образовательных отношений, учитывая вариативность индивидуальных
траекторий развития детей;
 отражение структуры и объема расходов, необходимых для реализации ООП ДО, а
также механизмов их формирования.
Критерии оценки качества финансовых условий:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в общей карте анализа качества
финансовых условий после заполнения:
1) Карты анализа перечня расходов по обеспечению финансовых условий;
2) Карты анализа управления финансовыми условиями.
(Приложение № 7).

2.1.1. Анализ перечня расходов
по обеспечению финансовых условий с учетом реализации
образовательной системы Л.Г. Петерсон
Показатели анализа перечня расходов по обеспечению финансовых условий (объем
расходов заполняется в рублях):
 расходы на оплату труда работников, реализующих программу;
 расходы на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы;
 расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием руководящих
и педагогических работников по профилю их деятельности;
 иные расходы, связанные с обеспечением реализации программы.
Фиксация результатов анализа производится в карте анализа перечня расходов по
обеспечению финансовых условий (Приложение № 7).

2.1.2. Анализ
управления финансовыми условиями
Показатели анализа управления финансовыми условиями:
 планирование расходов на оплату труда;
 управление и распоряжение имуществом, находящимся
собственности;
 выполнение муниципального задания;

в

муниципальной

12

 обеспечение гласности и прозрачности при осуществлении финансово-хозяйственной
деятельности;
 организация работы по привлечению внебюджетных средств;
 финансовая дисциплина при ведении хозяйственной деятельности.
Критерии анализа управления финансовыми условиями:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа управления финансовыми
условиями в Учреждении (Приложение № 7).

2.2. Качество материально-технических условий с учетом реализации
образовательной системы Л.Г. Петерсон
Качество материально-технических условий выявляются в процессе оценки:
1) Соответствия материально-технических условий санитарно-эпидемиологическим
правилам и нормативам;
2) Соответствие материально-технических условий правилам пожарной безопасности;
3) Соответствие материально-технических условий требованиям к средствам обучения и
воспитания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей развития детей;
4) Соответствие материально-технических условий требованиям к материальнотехническому обеспечению программы (учебно-методические комплекты, оборудование,
предметное оснащение).
Критерии общей оценки качества материально-технических условий:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в карте общего анализа качества
материально-технических условий (Приложение № 8).

2.2.1. Соответствие материально-технических условий
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам
Показатели оценки соответствия материально-технических условий санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам:
 отсутствие предписаний органов, осуществляющих государственный надзор в сфере
образования;
 требования к оборудованию и содержанию территории Учреждения;
 требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию;
 требования к размещению оборудования в помещениях Учреждения.
13

Критерии оценки соответствия материально-технических
эпидемиологическим правилам и нормативам:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме

условий

санитарно-

Фиксация результатов контроля производится в карте анализа соответствия материальнотехнических условий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам
(Приложение № 8).

2.2.2. Соответствие материально-технических условий
правилам пожарной безопасности
Показатели оценки соответствия материально-технических условий правилам пожарной
безопасности:
 отсутствие предписаний органов, осуществляющих государственный надзор в сфере
образования;
 наличие системы обеспечения пожарной безопасности;
 наличие наружного противопожарного водоснабжения (исправность, своевременное
обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения);
 наличие автоматической пожарной сигнализации;
 наличие декларации пожарной безопасности;
 наличие инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции о действиях
персонала по эвакуации людей при пожаре;
 наличие и исправное состояние пожарных лестниц, эвакуационных выходов;
 наличие и исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе
обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы;
 наличие актов проверки работоспособности систем противопожарной защиты;
 наличие планов эвакуации людей при пожаре, на которых обозначены места хранения
первичных средств пожаротушения;
 наличие приказа (распоряжения) о назначении ответственного за пожарную
безопасность, который обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности
Учреждения;
 проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок работников и
обучающихся Учреждения;
 наличие обучения по программам пожарно-технического минимума руководителя и
лиц, ответственных за пожарную безопасность;
 наличие и исправность необходимого количества первичных средств пожаротушения;
 укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода
пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными
клапанами в исправном состоянии;
 наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также
своевременная перезарядка огнетушителей.
14

Критерии оценки соответствия материально-технических условий правилам пожарной
безопасности:
0 - показатель не представлен
1- соответствует в меньшей степени
2- соответствует в большей степени
3- соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в карте анализа соответствия материальнотехнических условий правилам пожарной безопасности (Приложение № 8).

2.2.3. Соответствие материально-технических условий
требованиям к средствам обучения и воспитания в зависимости от
возраста и индивидуальных особенностей развития детей
Показатели оценки соответствия материально-технических условий требованиям к
средствам обучения и воспитания в зависимости от возраста и индивидуальных
особенностей развития детей:
 отсутствие предписаний органов, осуществляющих государственный надзор в сфере
образования;
Материальные средств обучения и воспитания:
 наличие, соответствие образовательной программе и возрасту печатных средств
(учебных пособий, книг для чтения, хрестоматий, рабочих тетрадей, дидактических
игр, раздаточного материала и т.д.);
 наличие, соответствие образовательной программе и возрасту электронных
образовательных ресурсов (образовательных мультимедийных пособий, сетевых
образовательных ресурсов, и т.п.);
 наличие, соответствие образовательной программе и возрасту аудиовизуальных
средств (презентаций, образовательных видеофильмов, учебных видеофильмов на
цифровых носителях);
 наличие, соответствие образовательной программе и возрасту соответствие
образовательной программе и возрасту наглядных плоскостных средств (плакатов,
иллюстраций настенные);
 наличие, соответствие образовательной программе и возрасту демонстрационных
плоскостных средств (гербарии, муляжи, макеты, стенды и т.д.);
 наличие, соответствие образовательной программе и возрасту учебных приборов
(компас, солнечные часы, флюгер, микроскопы, колбы и т.д.);
 наличие тренажёров и спортивного оборудования (тренажёры, гимнастическое
оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.);
 наличие музыкальных инструментов (фортепиано, ксилофон, колокольчики, барабаны
и т.д.).
Наличие технических средств в образовательном процессе (телевизор;
аудиосистема, магнитофон, DVD, мультимедийный проектор, интерактивная доска,
интерактивные стол, цифровой фотоаппарат и видеокамера, доска маркерная,
музыкальный центр, ноутбук, компьютер стационарный, автоматизированное рабочее
15







место педагога).
Наличие специальных условий для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов:
для обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху;
для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
для обучающихся с умственной отсталостью.

Критерии оценки соответствия материально-технических условий требованиям к
средствам обучения и воспитания в зависимости от возраста и индивидуальных
особенностей развития детей:
0 - показатель не представлен
1- соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3- соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в карте анализа соответствия материальнотехнических условий требованиям к средствам обучения и воспитания в зависимости от
возраста и индивидуальных особенностей развития детей (Приложение № 8).

2.2.4. Соответствие материально-технических условий
требованиям к материально-техническому обеспечению программ
(учебно-методические комплекты, оборудование,
предметное оснащение)
Показатели оценки соответствия материально-технических условий требованиям к
материально-техническому обеспечению программ (учебно-методические комплекты,
оборудование, предметное оснащение):
 отсутствие предписаний органов, осуществляющих государственный надзор в сфере
образования;
Соответствие материально-технических условий требованиям к материальнотехническому обеспечению для реализации ООП ДО Учреждения:
 материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует ООП
ДО Учреждения;
 программно-методическое
обеспечение
образовательного
процесса,
учебнометодические комплекты отвечают требованиям комплектности обеспечения
образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов
освоения ООП ДО Учреждения;
 наличие комплектов развивающих пособий для детей по образовательным областям с
учетом возраста воспитанников;
 наличие комплектов дидактических и демонстрационных материалов;
 наличие электронных образовательных ресурсов;
 наличие детской художественной литературы;
 помещения оснащены развивающей предметно пространственной средой;
 учитываются индивидуальные особенности воспитанников;
16

 педагоги удовлетворены качеством методического обеспечения образовательного
процесса.
Соответствие материально-технических условий требованиям к материальнотехническому обеспечению для реализации АООП ДО Учреждения:
 материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует
АООП ДО Учреждения;
 программно-методическое
обеспечение
образовательного
процесса,
учебнометодические комплекты отвечают требованиям комплектности обеспечения
образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов
освоения АООП ДО ДОУ;
 наличие комплектов развивающих пособий для детей по образовательным областям с
учетом возраста воспитанников и направленности АООП ДО Учреждения;
 наличие комплектов дидактических и демонстрационных материалов соответствует
АООП ДО ДОУ;
 наличие электронных образовательных ресурсов;
 наличие детской художественной литературы;
 помещения оснащены развивающей предметно пространственной средой;
 учтены особенности детей с ОВЗ;
 педагоги удовлетворены качеством методического обеспечения образовательного
процесса.
Соответствие материально-технических условий требованиям к материальнотехническому обеспечению для организации дополнительных видов деятельности
воспитанников:
 в Учреждении предусмотрены условия для организации физкультурно-спортивной
деятельности (наличие физкультурного зала, бассейна, спортивная площадка и т.д.);
 в Учреждении предусмотрены условия для организации музыкальной деятельности
(наличие музыкального зала);
 в Учреждении предусмотрены условия для организации физической активности и
разнообразной игровой деятельности воспитанников на прогулке (наличие
прогулочных площадок);
 в Учреждении предусмотрены условия для организации индивидуальной работы с
воспитанниками;
 в Учреждении предусмотрены условия для организации развития творческих
способностей и интересов воспитанников (хореографический зал, изостудия);
Информационное обеспечение:
 Официальный сайт соответствует нормативным требованиям. Является маркетинговым
инструментом учреждения, имеет режим общения с родителями.
Критерии оценки соответствия материально-технических условий требованиям к
материально-техническому обеспечению программы (учебно-методические комплекты,
оборудование, предметное оснащение):
0 - показатель не представлен
1- соответствует в меньшей степени
2- соответствует в большей степени
3- соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа соответствия
материально-технических
условий
требованиям
к
материально-техническому
обеспечению программы (учебно-методические комплекты, оборудование, предметное
17

оснащение) (Приложение № 8).

2.3. Качество психолого-педагогических условий с учетом реализации
образовательной системы Л.Г. Петерсон
Качество психолого-педагогических условий выявляются в процессе оценки:
1) Качества основных психолого-педагогических условий;
2) Качества дополнительных психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ.
Критерии качества психолого-педагогических условий:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в карте общего анализа качества
психолого-педагогических условий (Приложение № 9).

2.3.1. Основные психолого-педагогические условия
Показатели оценки качества основных психолого-педагогических условий:
 уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
 использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость
как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
 поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
 возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
 защита детей от всех форм физического и психического насилия;
 поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
Критерии качества основных психолого-педагогических условий:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
18

Фиксация результатов контроля производится в карте анализа качества основных
психолого-педагогических условий (Приложение № 9).

2.3.2. Дополнительные психолого-педагогические
условия для детей с ОВЗ
Показатели оценки качества дополнительных психолого-педагогических условий для
детей с ОВЗ:
 обеспечение диагностики и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и их
социальной адаптации;
 оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психологопедагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ языков, методов,
способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению
дошкольного образования;
 обеспечение социального развития детей с ОВЗ;
 создание возможностей для инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Критерии качества дополнительных психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа качества дополнительных
психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ в ДОУ (Приложение № 9).

2.4. Качество кадровых условий с учетом реализации образовательной
системы Л.Г. Петерсон с учетом реализации образовательной системы
Л.Г. Петерсон
Показатели оценки качества кадровых условий реализации ООП ДО, АООП ДО
 укомплектованность педагогическими кадрами;
 образовательный ценз педагогических кадров;
 уровень квалификации педагогических кадров;
 дополнительное профессиональное образование педагогических работников;
 компетентность педагогических кадров;
 профессиональные достижения педагогических кадров.
Критерии оценки кадровых условий:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах общего анализа качества
кадровых условий Учреждения после заполнения:
1) Карты анализа кадровых условий;
19

2) Карты анализа профессиональной компетентности педагогического работника;
3) Карты анализа профессиональных достижений педагогов.
(Приложение № 10).

2.4.1. Анализа кадровых условий
Показатели анализа кадровых условий:
Укомплектованность педагогическими кадрами:
 общая численность педагогических работников, в том числе
 методист
 старший воспитатель
 воспитатель
 музыкальный руководитель
 инструктор по физической культуре
 педагог дополнительного образования
 учитель-логопед
 учитель-дефектолог
 педагог-психолог
 другие педагогические работники
Образовательный ценз педагогических кадров:
 численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее
образование педагогической направленности (профиля)
 численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное образование педагогической направленности (профиля)
Уровень квалификации педагогических кадров:
 численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по
результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности
педагогических работников, в том числе:
 высшая квалификационная категория
 первая квалификационная категория
 соответствие занимаемой должности
Непрерывность профессионального образования педагогических кадров:
 численность/удельный вес численности педагогических работников, прошедших за
последние 3 года повышение квалификации/профессиональную переподготовку по
профилю педагогической деятельности, осуществляемой в образовательной
организации деятельности, в общей численности педагогических работников
 численность/удельный вес численности педагогических работников, прошедших
повышение квалификации по дополнительным программам профессионального
образования
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа кадровых условий
Учреждения (Приложение № 10).

2.4.2. Карта анализа
20

профессиональной компетентности педагогического работника
Показатели анализа профессиональной компетентности педагогического работника:
 трудовые действия;
 необходимые умения;
 необходимые знания;
 другие характеристики.
Критерии оценки профессиональной компетентности педагогического работника:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа профессиональной
компетентности педагогического работника Учреждения (Приложение № 10).

2.4.3. Карта анализа профессиональных достижений педагогов
Показатели анализа профессиональных достижений педагогов:
 наличие у педагогов отраслевых наград, званий, ученых степеней;
 наличие у педагогов грамот: муниципального уровня, регионального уровня,
всероссийского уровня;
 транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов
профессиональной деятельности, в том числе инновационной, на муниципальном
уровне, региональном уровне, всероссийском уровне;
 участие в профессиональных конкурсах: муниципального уровня, регионального
уровня, всероссийского уровня.
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа профессиональных
достижений педагогов Учреждения (Приложение № 10).

2.5. Качество развивающей
предметно-пространственной среды (РППС)
Показатели оценки качества развивающей предметно-пространственной среды:
 соответствие ООП ДО дошкольного образовательного учреждения;
 соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания
детей в Учреждении согласно действующим СанПиН;
 соответствие возрастным возможностям детей;
 насыщенность среды;
 трансформируемость пространства;
 полифункциональность материалов;
 вариативность среды;
21

 доступность среды;
 безопасность среды.
Критерии оценки качества развивающей предметно-пространственной среды:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа качества развивающей
предметно-пространственной среды (РППС) Учреждения (Приложение № 11).

3. Качество результатов образовательной деятельности с
учетом реализации образовательной системы Л.Г. Петерсон
Качество результатов образовательной деятельности выявляется в процессе
оценки:
1) Качества (динамики) освоения детьми содержания ООП ДО, АООП ДО,
дополнительных общеразвивающих программ;
2) Достижений обучающихся;
3) Здоровья обучающихся (динамики);
4) Удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством
образовательных результатов.

3.1. Качество (динамика) освоения детьми содержания
ООП ДО, АООП ДО, дополнительных общеразвивающих программ
Оценка качества (динамики) освоения детьми содержания ООП ДО, АООП ДО,
дополнительных общеразвивающих программ проводится с помощью педагогического
мониторинга индивидуального развития детей 2-8 лет, который проводится
воспитателями, специалистами и педагогами дополнительного образования Учреждения
два раза в год - в сентябре и мае текущего учебного года.
Результаты заносятся в общие таблицы, проводится сравнительный анализ качества
освоения детьми содержания ООП ДО, АООП ДО, дополнительных общеразвивающих
программ на начало и конец учебного года.
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа качества (динамики)
освоения детьми содержания ООП ДО, АООП ДО, дополнительных общеразвивающих
программ Учреждения (Приложение № 12).

3.2. Достижения обучающихся
(в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня)
Показатели оценки достижений, обучающихся (в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
различного уровня):
 массовость участия в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;
22

 результативность участия в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;
 массовость участия в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях творческой и
спортивной направленности;
 результативность участия в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях творческой
и спортивной направленности.
Критерии оценки достижений, обучающихся (в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
различного уровня):
 численность/ доля участников олимпиад, интеллектуальных конкурсов, в общей
численности обучающихся - (чел./%);
 численность/доля участников-победителей и призеров олимпиад, интеллектуальных
конкурсов различного уровня, в численности участников - (чел./%);
 численность/ доля участников конкурсов, в общей численности обучающихся (чел./%);
 численность/ доля участников-победителей конкурсов, в численности участников(чел./%).
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа достижений
обучающихся Учреждения (в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня)
(Приложение № 13).
По результатам анализа достижений готовится аналитическая справка о позитивной
динамике участия обучающихся ДОУ в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
различного уровня (Приложение № 14).

3.3. Здоровье обучающихся (динамика)
Показатели оценки динамики здоровья обучающихся:
 доля посещаемости обучающимися Учреждения (в среднем за год);
 средний показатель пропущенных по болезни дней при посещении Учреждения на
одного обучающегося;
 количество случаев травматизма обучающихся в образовательном процессе с потерей
трудоспособности в течение 1 дня и более;
 тенденция повышения количества обучающихся 1, 2 групп здоровья по сравнению с
предыдущим периодом.
Критерии оценки динамики здоровья обучающихся:
0 - показатель не представлен
1 - соответствует в меньшей степени
2 - соответствует в большей степени
3 - соответствует в полном объеме
Фиксация результатов контроля производится в картах анализа здоровья (динамики)
обучающихся Учреждения (Приложение № 15).
23

3.4. Удовлетворенность родителей (законных представителей)
обучающихся качеством образовательных результатов
Мониторинг
удовлетворенности
родителей
(законных
представителей)
обучающихся качеством образовательных результатов проводится на основе
анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся.
Анкетирование родителей (законных представителей) может осуществляться как в
простой письменной форме, так и в электронной форме. Для этого электронная форма
анкеты размещается на официальном сайте дошкольного учреждения в разделе «Анкеты»,
затем дается объявление председателям родительских комитетов групп (также электронно
через WhatsApp — популярную бесплатную систему мгновенного обмена текстовыми
сообщениями), председатели родительских комитетов групп доводят информацию о
необходимости пройти анкетирование до всех родителей Учреждения. Тем самым
происходит экономия ресурсов, времени, трудоемкости процесса.
Показатели удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся
качеством образовательных результатов:
Оснащенность Учреждения:
 детский сад достаточно обеспечен развивающими игрушками, игровым
оборудованием, позволяющим удовлетворить интересы ребенка;
 участок детского сада оснащен современным и разнообразным оборудованием,
привлекательным для детей и обеспечивающим оптимальную двигательную
активность каждого ребенка;
 в детском саду созданы условия для физического развития и укрепления здоровья
ребёнка;
 детский сад оптимально оснащен техническим оборудованием: телевизорами,
мультимедийными устройствами, музыкальными центрами, компьютерами, другой
техникой;
 в детском саду достаточно книг, пособий, детских журналов, методических материалов
для организации качественного педагогического процесса.
Квалифицированность педагогов:
 в детском саду работают доброжелательные и вежливые педагоги и специалисты;
 в детском саду работают квалифицированные и компетентные педагоги и специалисты;
 все педагоги создают комфортные и безопасные условия для каждого ребенка;
 педагоги детского сада находят индивидуальный подход к каждому ребенку;
 в детском саду воспитатели и специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, педагоги дополнительного образования) оптимально согласуют
свои цели для полноценного обучения, развития и воспитания ребенка;
 в детском саду предоставлен широкий спектр дополнительных образованных услуг по
разным направлениям развития ребенка.






Обучение и развитие ребенка в Учреждении:
ребенок с интересом и пользой проводит время в детском саду, его привлекают к
участию в организуемых мероприятиях;
в детском саду созданы все условия для раскрытия способностей ребенка,
удовлетворения его познавательных интересов и разумных потребностей;
в успехах ребенка есть очевидные заслуги педагогов детского сада;
благодаря посещению детского сада ребенок легко общается со взрослыми и
сверстниками;
24

 благодаря посещению детского сада ребенок приобрел соответствующие возрасту
необходимые знания и умения;
 режим работы детского сада оптимален для полноценного развития ребенка и удобен
для родителей;
 благодаря посещению детского сада ребенок готов к поступлению в школу (оценка
дается по отношению к ребенку старшей и подготовительной групп).
Взаимодействие с Учреждением:
 родителям доступна полная информация о жизнедеятельности ребенка в детском саду;
 педагоги предоставляют консультационную и иную помощь родителям в вопросах
воспитания ребенка;
 любые предложения родителей оперативно рассматриваются администрацией и
педагогами детского сада, учитываются при дальнейшей работе.
Критерии удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся
качеством образовательных результатов:
- Согласен;
- Скорее согласен, чем не согласен;
- Скорее не согласен, чем согласен;
- Совершенно не согласен.
Фиксация результатов анкетирования родителей (законных представителей)
обучающихся (Приложение № 16 - анкета для родителей) производится в качественном
и количественном анализе (Приложение № 17 - качественный и количественный анализ
результатов анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся).

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».