Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с отклоняющимся развитием (нарушения речи)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №174
(МБДОУ - детский сад №174)
СОГЛАСОВАНА
Педагогическим советом
(протокол от 31.08.2023 № 6)

УТВЕРЖДЕНА приказом
МБДОУ-детского сада № 174
от 31.08.2023 № 30

Программа коррекционно - развивающей работы
с детьми с отклоняющимся развитием (нарушения речи)
в условиях логопункта МБДОУ - детский сад №174
на 2023-2024 учебный год

Екатеринбург, 2023 г.

1

1. Пояснительная записка
Программа определяет содержание и организацию коррекционной работы детей с
отклоняющимся развитием (нарушения речи) (далее - НР), в условиях логопедического
пункта МБДОУ-детского сада № 174 обеспечивает осознание детьми взаимосвязи между
содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения
основных языковых единиц: текста, предложения, слова в целях овладения воспитанниками
социальными, коммуникативными, здоровьесберегающими компетенциями.
Программа предусматривает возможность использования логопедической помощи и
взаимодействия в работе с разными участниками образовательного процесса, позволяет
проводить комплекс профилактических мероприятий по предупреждению у детей
дисграфии и дислексии.
В основу проектирования системы занятий положены теоретические разработки И.Н.
Садовниковой «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»,
А.Н. Корнева «Нарушение чтения и письма», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Коррекционное
обучение и воспитание детей с ОНР». А также учебное пособие по коррекции ОНР З.А.
Репиной, Т.В. Васильевой и Т.А. Ткаченко. Последовательность отработки звуков и букв
заимствована у Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи».
Целью данной Программы обеспечить своевременное и эффективное развитие речи
как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов
детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Задачи:
-определение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями
речи, обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;
-коррекция речевых нарушений на основе
психологических и медицинских средств воздействия;

координации

педагогических,

-оказание родителям (законным представителям) обучающихся с нарушениями речи
консультативной и методической помощи по особенностям развития обучающихся с
нарушениями речи и направлениям коррекционного воздействия.
2.Специальные условия для получения образования детьми с нарушениями речи
Специальными условиями получения образования детьми с нарушениями речи можно
считать создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды,
учитывающей особенности обучающихся;
использование специальных дидактических пособий, технологий, методики других
средств обучения (в том числе инновационных и информационных), разрабатываемых
образовательной организацией;
реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального
потенциала специалистов образовательных организаций;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учителемлогопедом (не реже 2-х раз в неделю) и педагогом-психологом;
обеспечение эффективного планирования и реализации в организации
образовательной деятельности, самостоятельной деятельности обучающихся с
нарушениями речи с нарушениями речи, режимных моментов с использованием
вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи.
Такой системный подход к пониманию специальных условий образования,
обеспечивающих эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими
нарушения речи, позволит оптимально решить задачи их обучения и воспитания в
дошкольном возрасте.

2

3. Диагностическая работа
Коррекционно-развивающая работа с детьми с НР основывается на результатах
комплексного всестороннего обследования каждого ребенка.
Обследование строится с учетом следующих принципов:
1. Принцип комплексного изучения ребенка с тяжелыми нарушениями речи,
позволяющий обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития. Реализация
данного принципа осуществляется в трех направлениях:
анализ первичных данных, содержащих информацию об условиях воспитания
ребенка, особенностях раннего речевого и психического развития ребенка; изучение
медицинской документации, отражающей данные о неврологическом статусе таких
обучающихся, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуховой функции,
получаемом лечении и его эффективности;
психолого-педагогическое изучение обучающихся, оценивающее соответствие его
интеллектуальных, эмоциональных, деятельностных и других возможностей показателям и
нормативам возраста, требованиям образовательной программы;
специально
организованное
логопедическое
обследование
обучающихся,
предусматривающее определение состояния всех компонентов языковой системы в
условиях спонтанной и организованной коммуникации.
1.
Принцип учета возрастных особенностей обучающихся, ориентирующий на
подбор и использование в процессе обследования таких методов, приемов, форм работы и
лексического материала, которые соответствуют разным возрастным возможностям
обучающихся.
2.
Принцип динамического изучения обучающихся, позволяющий оценивать не
отдельные, разрозненные патологические проявления, а общие тенденции нарушения
речеязыкового развития и компенсаторные возможности обучающихся.
4. Принцип качественного системного анализа результатов изучения ребенка,
позволяющий отграничить физиологически обоснованные несовершенства речи, выявить
характер речевых нарушений у обучающихся разных возрастных и этиопатогенетических
групп и, соответственно с этим, определить адекватные пути и направления коррекционноразвивающей работы для устранения недостатков речевого развития обучающихся
дошкольного возраста.
3.1. Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых
функций обучающихся с нарушениями речи
Проведению дифференциальной диагностики предшествует предварительный сбор и
анализ совокупных данных о развитии ребенка. С целью уточнения сведений о характере
доречевого, раннего речевого (в условиях овладения родной речью), психического и
физического развития проводится предварительная беседа с родителями (законными
представителями) ребенка.
При непосредственном контакте педагогических работников Организации с ребенком
обследование начинается с ознакомительной беседы, целью которой является не только
установление положительного эмоционального контакта, но и определение степени его
готовности к участию в речевой коммуникации, умения адекватно воспринимать вопросы,
давать на них ответы (однословные или развернутые), выполнять устные инструкции,
осуществлять деятельность в соответствии с возрастными и программными требованиями.
Содержание полной программы обследования ребенка формируется каждым
педагогическим работником в соответствии с конкретными профессиональными целями и
задачами, с опорой на обоснованное привлечение методических пособий и дидактических
материалов
3

Беседа с ребенком позволяет составить представление о возможностях
диалогической и монологической речи, о характере владения грамматическими
конструкциями, вариативности в использовании словарного запаса, об общем звучании
голоса, тембре, интонированности, темпо-ритмической организации речи ребенка, наличии
или отсутствии у него ярко выраженных затруднений в звуковом оформлении речевого
высказывания. Содержание беседы определяется национальными, этнокультурными
особенностями, познавательными, языковыми возможностями и интересами ребенка.
Беседа может организовываться на лексических темах: "Моя семья", "Любимые игрушки",
"Отдых летом", "Домашние питомцы", "Мои увлечения", "Любимые книги", "Любимые
мультфильмы", "Игры". Образцы речевых высказываний ребенка, полученных в ходе
вступительной беседы, фиксируются.
Обследование словарного запаса.
Содержание данного раздела направлено на выявление качественных параметров
состояния лексического строя родного языка обучающихся с ТНР. Характер и содержание
предъявляемых ребенку заданий определяются возрастом ребенка и его речеязыковыми
возможностями и включают обследование навыков понимания, употребления слов в
разных ситуациях и видах деятельности. В качестве приемов обследования можно
использовать показ и называние картинок с изображением предметов, действий, объектов
с ярко выраженными признаками; предметов и их частей; частей тела человека, животных,
птиц; профессий и соответствующих атрибутов; животных, птиц и их детенышей;
действий, обозначающих эмоциональные реакции, явления природы, подбор антонимов и
синонимов, объяснение значений слов, дополнение предложений нужным по смыслу
словом.
Обследование грамматического строя языка.
Обследование состояния грамматического строя языка направлено на определение
возможностей ребенка с НР адекватно понимать и реализовывать в речи различные типы
грамматических отношений. В связи с этим детям предлагаются задания, связанные с
пониманием простых и сложных предлогов, употреблением разных категориальных форм,
словообразованием разных частей речи, построением предложений разных конструкций. В
заданиях можно использовать такие приемы, как составление фразы с опорой на вопрос, на
демонстрацию действий, по картине, серии картин, по опорным словам, по слову,
заданному в определенной форме, преобразование деформированного предложения.
Обследование связной речи.
Обследование состояния связной речи ребенка с НР включает в себя несколько
направлений. Одно из них - изучение навыков ведения диалога - реализуется в самом начале
обследования, в процессе так называемой вступительной беседы. Для определения степени
сформированности монологической речи предлагаются задания, направленные на
составление ребенком различных видов рассказов: повествовательного, описательного,
творческого. Важным критерием оценки связной речи является возможность составления
рассказа на родном языке, умение выстроить сюжетную линию, передать все важные части
композиции, первостепенные и второстепенные детали рассказа, богатство и разнообразие
используемых при рассказывании языковых средств, возможность составления и
реализации монологических высказываний с опорой (на наводящие вопросы, картинный
материал) и без таковой. Детские рассказы анализируются также по параметрам наличия
или отсутствия фактов пропуска частей повествования, членов предложения,
использования сложных или простых предложений, принятия помощи педагогического
работника, наличие в рассказе прямой речи, литературных оборотов, адекватность
использования лексико-грамматических средств языка и правильность фонетического
оформления речи в процессе рассказывания.
4

Обследование фонетических и фонематических процессов.
Ознакомительная беседа с ребенком дает первичное впечатление об особенностях
произношения им звуков родного языка. Для чего необходимо предъявить ряд специальных
заданий, предварительно убедившись, что инструкции к ним и лексический материал
понятны ребенку с НР. Звуковой состав слов, соответствующих этим картинкам, самый
разнообразный: разное количество слогов, со стечением согласных и без него, с разными
звуками. Проверяется, как ребенок произносит звук изолированно, в составе слогов
(прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в которых проверяемый звук
находится в разных позициях (в начале, середине, конце слова), в предложении, в текстах.
Для выяснения степени овладения детьми слоговой структурой слов отбираются
предметные и сюжетные картинки по тематическим циклам, хорошо знакомые ребенку,
например, обозначающие различные виды профессий и действий, с ними связанных.
Обследование включает как отраженное произнесение ребенком слов и их сочетаний, так и
самостоятельное. Особое внимание при этом обращается на неоднократное
воспроизведение слов и предложений в разном речевом контексте. При обследовании
фонетических процессов используются разнообразные методические приемы:
самостоятельное называние лексического материала, сопряженное и отраженное
проговаривание, называние с опорой на наглядно-демонстрационный материал. Результаты
обследования фиксируют характер нарушения звукопроизношения: замены звуков,
пропуски, искажение произношения, смешение, нестойкое произношение звуков, характер
нарушений звуко-слоговой организации слова. Обследование фонематических процессов
ребенка с нарушениями речи проводится общепринятыми приемами, направленными на
выявление возможностей дифференциации на слух фонем родного языка с возможным
применением адаптированных информационных технологий. В рамках логопедического
обследования изучению подлежит степень сформированности всех компонентов языка, а
также операций языкового анализа и синтеза: выделение первого гласного звука в слове,
стоящего под ударением, первого согласного звука в слове, последнего согласного звука в
слове, гласного звука в положении после согласного, определением количества гласных
звуков в сочетаниях, количества звуков в односложных словах и их последовательности.
В процессе комплексного обследования изучается состояние пространственнозрительных ориентировок и моторно-графических навыков.
В зависимости от возраста ребенка и состояния его базовых коммуникативно-речевых
навыков целесообразно применять несколько дифференцированных схем обследования
речеязыковых возможностей обучающихся с ТНР: первая схема - для обследования
обучающихся, не владеющих фразовой речью; вторая схема - для обследования
обучающихся с начатками общеупотребительной речи; третья схема - для обследования
обучающихся с развернутой фразовой речью при наличии выраженных проявлений
недоразвития лексико-грамматического и фонетико-фонематического компонентов языка;
четвертая схема - для обследования обучающихся с развернутой фразовой речью и с
нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетикофонематического недоразвития речи.
4.Осуществление квалифицированной коррекции нарушений речеязыкового
развития обучающихся с НР.
В младенческом возрасте и вплоть до полутора - двух лет невозможно говорить об
однозначном отнесении ребенка с отклонениями доречевого развития к категории
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. В связи с этим применительно к детям этого
возраста речь идет не о квалифицированной коррекции нарушений, а, скорее, о выявлении
факторов риска возникновения тяжелых нарушений речи и начале оказания этим детям
своевременной психолого-педагогической помощи. Раннее выявление таких обучающихся
и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной
5

степени ускорить ход их речевого и психического развития. В целях предупреждения
тяжелых нарушений речи необходимо предлагать рекомендации для родителей (законных
представителей) обучающихся, относящихся к группе риска, а также обучающихся с
различными отклонениями в физическом и (или) психическом развитии. Родители
(законные представители) информируются о влиянии эмоционального общения с ребенком
на становление его речи, целесообразно обучать родителей (законных представителей)
основным приемам по стимулированию довербального, начального вербального развития
ребенка. Одним из приемов коррекционной работы, направленной на предупреждение
нарушений речевого развития, является нормализация процессов кормления, что помогает
тренировать функции сосания, глотания, жевания, что создает необходимые предпосылки
для правильного функционирования артикуляционного аппарата. Наряду с нормализацией
кормления следует развивать у ребенка потребность в общении с педагогическим
работником, формировать зрительную фиксацию и способность прослеживать движение
предмета, стимулировать слуховое внимание, акцентировать внимание ребенка на звучании
предметов, формировать умение локализовать звук в пространстве.
Обучение обучающихся с НР, не владеющих фразовой речью (первым уровнем
речевого развития), предусматривает развитие понимания речи и развитие активной
подражательной речевой деятельности. В рамках первого направления работы учить по
инструкции узнавать и показывать предметы, действия, признаки, понимать обобщающее
значение слова, дифференцированно воспринимать вопросы "кто?", "куда?", "откуда?",
понимать обращение к одному и нескольким лицам, грамматические категории числа
существительных, глаголов, угадывать предметы по их описанию, определять
элементарные причинно-следственные связи. В рамках второго направления работы
происходит развитие активной подражательной речевой деятельности (в любом
фонетическом оформлении называть родителей (законных представителей), близких
родственников, подражать крикам животных и птиц, звукам окружающего мира,
музыкальным инструментам; отдавать приказы - на, иди. Составлять первые предложения
из аморфных слов-корней, преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы
настоящего времени единственного числа, составлять предложения по модели: кто? что
делает? Кто? Что делает? Что? (например, Тата (мама, папа) спит; Тата, мой ушки, ноги.
Тата моет уши, ноги.). Одновременно проводятся упражнения по развитию памяти,
внимания, логического мышления (запоминание 2 - 4 предметов, угадывание убранного или
добавленного предмета, запоминание и подбор картинок 2 - 3 - 4 частей). По результатам
коррекционной работы на этом этапе формирования речевого развития обучающиеся
учатся соотносить предметы и действия с их словесным обозначением, понимать
обобщающее значение слов. Активный и пассивный словарь должен состоять из названий
предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или
окружающие, некоторых своих состояний (холодно, тепло). У обучающихся появляется
потребность общаться с помощью элементарных двух - трехсловных предложений.
Словесная деятельность может проявляться в любых речезвуковых выражениях без
коррекции их фонетического оформления. На протяжении всего времени обучения
коррекционно-развивающая работа предусматривает побуждение ребенка к выполнению
заданий,
направленных
на
развитие
процессов
восприятия
(зрительного,
пространственного, тактильного и проч.), внимания, памяти, мыслительных операций,
оптико-пространственных ориентировок. В содержание коррекционно-развивающей
работы включаются развитие и совершенствование моторно-двигательных навыков,
профилактика нарушений эмоционально-волевой сферы.
Обучение обучающихся с начатками фразовой речи (со вторым уровнем речевого
развития) предполагает несколько направлений:
1) развитие понимания речи, включающее формирование умения вслушиваться в
обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков;
6

формирование понимания обобщающего значения слов; подготовка к восприятию
диалогической и монологической речи;
2) активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств
языка. Обучение называнию 1 - 3-сложных слов (кот, муха, молоко), учить первоначальным
навыкам словоизменения, затем - словообразования (число существительных, наклонение
и число глаголов, притяжательные местоимения "мой - моя", существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами типа "домик, шубка", категории падежа
существительных);
3) развитие самостоятельной фразовой речи - усвоение моделей простых
предложений: существительное плюс согласованный глагол в повелительном наклонении,
существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного
числа настоящего времени, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном
наклонении единственного числа настоящего времени плюс существительное в косвенном
падеже (типа "Вова, спи", "Толя спит", "Оля пьет сок"); усвоение простых предлогов - на,
под, в, из. Объединение простых предложений в короткие рассказы. Закрепление навыков
составления предложений по демонстрации действия с опорой на вопросы. Заучивание
коротких двустиший и потешек. Допускается любое доступное ребенку фонетическое
оформление самостоятельных высказываний, с фиксацией его внимания на правильности
звучания грамматически значимых элементов (окончаний, суффиксов);
4) развитие произносительной стороны речи - учить различать речевые и неречевые
звуки, определять источник, силу и направленность звука. Уточнять правильность
произношения звуков, имеющихся у ребенка. Автоматизировать поставленные звуки на
уровне слогов слов предложений, формировать правильную звукослоговую структуру
слова. Учить различать и четко воспроизводить слоговые сочетания из сохранных звуков с
разным ударением, силой голоса и интонацией. Воспроизводить слоги со стечением
согласных. Работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмикослогового рисунка двухсложных и трехсложных слов. Допустимы нарушения
звукопроизношения.
Коррекционно-развивающая работа с детьми включает в себя направления, связанные
с развитием и гармонизацией личности ребенка с НР, формированием моральнонравственных, волевых, эстетических и гуманистических качеств. Системный подход к
преодолению речевого нарушения предусматривает комплексную коррекционноразвивающую работу, объединяющую аспекты речеязыковой работы с целенаправленным
формированием психофизиологических возможностей ребенка с НР, а именно процессов
внимания, памяти, восприятия, мышления, моторно-двигательных и оптикопространственных
функций
соответственно
возрастным
ориентирам
и
персонифицированным возможностям обучающихся с НР.
К концу данного этапа обучения предполагается, что ребенок с НР овладел
простой фразой, согласовывает основные члены предложения, понимает и использует
простые предлоги, некоторые категории падежа, числа, времени и рода, понимает
некоторые грамматические форм слов, несложные рассказы, короткие сказки.
Обучение обучающихся с развернутой фразовой речью с элементами лексикограмматического недоразвития (третьим уровнем речевого развития) предусматривает:
1. Совершенствование понимания речи (умение вслушиваться в обращенную речь,
дифференцированно воспринимать названия предметов, действий признаков; понимание
более тонких значений обобщающих слов в целях готовности к овладению монологической
и диалогической речью).

7

2. Развитие умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи: свистящие
- шипящие, звонкие - глухие, твердые - мягкие, сонорные.
3. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (анализ и синтез простого слога
без стечения согласных, выделение начального гласного или согласного звука в слове,
анализ и синтез слогов со стечением согласных, выделение конечного согласного или
гласного звука в слове, деление слова на слоги, анализ и синтез 2 - 3-сложных слов).
4. Обучение элементам грамоты. Знакомство с буквами, соответствующими
правильно произносимым звукам. Обучение элементам звуко-буквенного анализа и синтеза
при работе со схемами слога и слова. Чтение и печатание отдельных слогов, слов и коротких
предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения
включает в себя закрепление понятий "звук", "слог", "слово", "предложение", "рассказ";
анализ и синтез звуко-слоговых и звуко-буквенных структур.
5. Развитие лексико-грамматических средств языка. Этот раздел включает не только
увеличение количественных, но прежде всего качественных показателей: расширение
значений слов; формирование семантической структуры слова; введение новых слов и
словосочетаний в самостоятельную речь существительных с уменьшительным и
увеличительным значением (бусинка, голосок - голосище); с противоположным значением
(грубость - вежливость; жадность - щедрость). Умение объяснять переносное значение слов
(золотые руки, острый язык, долг платежом красен, бить баклуши). Подбирать
существительные к прилагательным (острый - нож, соус, бритва, приправа; темный(ая) платок, ночь, пальто); образовывать от названий действия названия предметов (блестеть блеск, трещать - треск, шуметь - шум); объяснять логические связи (Оля провожала Таню кто приезжал?), подбирать синонимы (смелый - храбрый).
6. Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами
стечения согласных звуков. Употребление этих слов в самостоятельной речи: птичница,
проволока, регулировщик регулирует уличное движение, экскаваторщик, экскаваторщик
работает на экскаваторе.
Обучение обучающихся с нерезко выраженными остаточными проявлениями
лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи
(четвертым уровнем речевого развития) предусматривает следующие направления
работы:
1. Совершенствование лексико-грамматических средств языка: расширение
лексического запаса в процессе изучения новых слов и лексических групп (панцирь,
скорлупа, бивни, музей, театр, выставка), активизация словообразовательных процессов
(сложные слова: белоствольная береза, длинноволосая черноглазая девочка,
прилагательные с различным значением соотнесенности: плетеная изгородь, соломенная
крыша, марлевая повязка, приставочные глаголы с оттеночными значениями: выползать,
вползать, подъехать - объехать), упражнение в подборе синонимов, антонимов (скупой жадный, добрый - милосердный, неряшливый - неаккуратный, смешливый - веселый,
веселый - грустный и проч.), объяснение слов и целых выражений с переносным значением
(сгореть со стыда, широкая душа), преобразование названий профессий мужского рода в
названия женского рода (портной - портниха, повар - повариха, скрипач - скрипачка),
преобразование одной грамматической категории в другую (читать - читатель читательница - читающий).
2. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи: закрепление навыка
составления предложений по опорным словам, расширение объема предложений путем
введения однородных членов предложений.
8

3. Совершенствование связной речи: закрепление навыка рассказа, пересказа с
элементами фантазийных и творческих сюжетов.
4. Совершенствование произносительной стороны речи: закрепление навыка четкого
произношения и различения поставленных звуков, автоматизация их правильного
произношения в многосложных словах и самостоятельных высказываниях, воспитание
ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.
5. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения: закрепление
понятий "звук", "слог", "слово", "предложение"; осуществление анализа и синтеза обратных
и прямых слогов в односложных и двух-, трехсложных словах; развивать оптикопространственные и моторно-графические навыки.
На протяжении всего времени обучения коррекционно-развивающая работа
предусматривает целенаправленную и системную реализацию общей стратегии
коррекционного воздействия, направленную на преодоление и (или) компенсацию
недостатков речеязыкового, эмоционально-волевого, личностного, моторно-двигательного
развития,
несовершенства
мыслительных,
пространственно-ориентировочных,
двигательных процессов, а также памяти, внимания и проч. Этот системный подход
предусматривает обязательное профилактическое направление работы, ориентированное
на предупреждение потенциально возможных, в том числе отсроченных, последствий и
осложнений, обусловленных нарушением речеязыкового развития ребенка с ТНР.
Коррекционно-развивающее воздействие при фонетико-фонематическом
недоразвитии предполагает дифференцированные установки на результативность
работы в зависимости от возрастных критериев. Для обучающихся старшей возрастной
группы планируется:
научить их правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях слова и
формах речи, правильно дифференцировать звуки на слух и в речевом высказывании;
различать понятия "звук", "слог", "слово", "предложение", оперируя ими на
практическом уровне;
определять последовательность слов в предложении, звуков и слогов в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
овладеть интонационными средствами выразительности речи, реализации этих
средств в разных видах речевых высказываний.
Для обучающихся подготовительной к школе группы предполагается обучить
их:
правильно артикулировать и четко дифференцировать звуки речи;
различать понятия "звук", "слог", "слово", "предложение", "твердые - мягкие звуки",
"звонкие - глухие звуки", оперируя ими на практическом уровне;
определять и называть последовательность слов в предложении, звуков и слогов в
словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
знать некоторые буквы и производить отдельные действия с ними (выкладывать
некоторые слоги, слова).
Обучающиеся подготовительной к школе группы могут:
овладеть разными формами самостоятельной контекстной речи (рассказ, пересказ);

9

свободно пользоваться плавной речью различной сложности в разных ситуациях
общения;
адаптироваться к различным условиям общения;
преодолевать индивидуальные коммуникативные затруднения.
В результате коррекционно-развивающего воздействия речь дошкольников
должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в умении
адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и
логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу
художественные
произведения,
осуществлять
творческое
рассказывание.
Обучающиеся адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и
сложные предлоги, владеют навыками словообразования и словоизменения.
5.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка в образовательных областях
Система интеграции коррекционной логопедической работы и
образовательных областей
Направления
логопедической работы

Образовательные области

Коррекция
звукопроизношения,
просодической и темпоритмической стороны речи

Речевое развитие (активизация речи, речевое и
невербальное общение, мимика),здоровье (психологическое
благополучие),социализация (автоматизация звуков речи на
материале лексических тем и ситуациях личного
опыта),художественное творчество (инсценировки, игры драматизации, декламация), музыкальное развитие
(модуляция, интонирование)

Развитие лексикограмматического строя речи и
связной речи

Познавательное развитие (расширение круга знаний
об окружающем), социализация, коммуникация (создание
речевым дилогических и монологических ситуаций),чтение
художественной литературы

Развитие фонематического
слуха и восприятия

Физическое развитие (элементы логоритмики,
развитие общей и мелкой моторики), познание
(ознакомление со звуко-буквенной системой русского
языка), музыкальное развитие (умение различать и
характеризовать звуки окружающего мира, игра на
музыкальных инструментах, воспроизведение ритмического
рисунка)

5.1. Вариативные формы, способы, средства реализации Программы
Логопедическая работа проводится в форме подгрупповых и индивидуальных
занятий.
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по
признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в
течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в
коррекции речи каждого ребенка.
10

Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых
имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные
специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении
артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально - подгрупповая работа включает в себя:
а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в
речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, ы), наиболее
доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, 6-бь, д, ггь и т.д,).
Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой
артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить,
отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам
артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательное их
восприятие на слух, создав, таким образом, основу для самостоятельного появления в речи
детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом;
б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется
общепринятыми в логопедии методами, Последовательность появления в речи этих звуков
зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе
свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с-сь, з-зь, ц, ш, ж,
ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука л ставится звук ж, от б - д от д
– т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается
коррекции быстрее.
Постановке звуков
дифференцированности

предшествует

работа

по

выработке

подвижности

и

Органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для
ребенка были вполне осознанными. Поэтому логопед не только показывает, но и описывает
каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой,
зрительный, кинестетический анализаторы.
В работе над произношением выделяется два этапа — собственно постановка звука
при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах,
словах. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для
каждого звука, но и для отдельного случая. Постановке звуков предшествуют, правило,
подготовительные артикуляционные упражнения для выработки дыхательной струи. При
этом максимально используются зрение, осязание кинестетические ощущения.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух.
Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная
артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых
первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно
ребенок этот звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой
стороне языка, на отрабатываемых звуках воспитывает активность и осознанность
фонематического восприятия.
5.2. Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса.
совместная образовательная
деятельность учителя-логопеда с
детьми
Непосредственно
образовательная
логопедическая
деятельность

Образовательна
я деятельность в
режимных
моментах

Самостоятельн
ая деятельность
детей

Образовательн
ая деятельность в
семье

1. Сюжетно-ролевые
игры.

1.Выполнение
рекомендаций
учителя - логопеда по
исправлению

11

1. Подгрупповая
НОД. 2.
Индивидуальная
НОД.
3. Дидактические
игры.
4. Настольнопечатные игры.

1. Пальчиковые
игры и
упражнения.
2. Мимические,
логоритмически
е
артикуляционны
е дыхательные
гимнастики.

5. Компьютерные
обучающие игры и 3. Речевые
дидактические
программы.
игры.
6. Разучивание
4. Чтение.
скороговорок,
чистоговорок,
стихотворений.

2. Дидактические
игры.

нарушений в речевом
развитии.

3. Настольно печатные игры.

2. Речевые игры.

4. Словотворчество.

4.
Чтение
книг,
рассматривание
иллюстраций

5. Совместная
продуктивная и
игровая
деятельность.

3. Беседы.

7. Речевые
задания и
упражнения.
8. Работа по
нормализации
звукопроизношени
я
5.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение,
расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической
предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная
познавательная деятельность.
Задачи для поддержки детской инициативы:
Деятельность учителя - логопеда по поддержке детской инициативы:
* вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным
признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования
продукта,
* спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание;
совершенствование деталей и т.п. Рассказать детям о трудностях, которые вы сами
испытывали при обучении новым видам деятельности,
* создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность,
обретая уважение и признание взрослых и сверстников,
* обращаться к детям с просьбой показать свои достижения и научить его тем
индивидуальным достижениям, которое есть у каждого,
*поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами,
* создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей,
* при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры,
* создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или
познавательной деятельности детей по интересам.
6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
12

Взаимодействие с родителями воспитанников предусматривает: использование как
традиционных, так и нетрадиционных форм работы:
-родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, консультации
по запросам, анкетирование, беседы, родительские тренинги, практикумы, родительские
чтения, педагогические гостиные, круглые столы, семинары-практикумы, устные журналы
и др.
- использование различных форм непосредственного вовлечения родителей в
образовательную деятельность
- организация совместной деятельности в системе «ребенок-родитель-педагог»,
привлечение родителей к участию в утренниках, праздниках, спектаклях в качестве
исполнителей ролей;
участие в акциях, в совместной исследовательской и проектной деятельности,
участие в конкурсах по реализации проектов;
участие в выставках совместного творчества, изготовление плакатов и газет
различной тематики, изготовление фотоколлажей и др.
Система взаимодействия с родителями включает:
информирование и обсуждение задач и содержания коррекционно-образовательной
работы на текущий учебный год;
информирование родителей по вопросам взаимодействия;  оказание
индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания
детей:
обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных
видах детской деятельности.
Перспективное планирование по организации работы с родителями
№ п\п
Содержание работы
Сроки
Выход
1.
Проведение родительских собраний

2.

«Цели и задачи коррекционной
сентябрь
Протокол
логопедической работы с детьми,
проведения
зачисленными на логопедический
родительского
пункт ДОУ. Организационные
собрания
вопросы. Рекомендации логопеда по
организации занятий дома и
соблюдению методических
рекомендаций».
«Подведение итогов коррекционной
май
Протокол
работы учителя-логопеда с детьми,
проведения
зачисленными на логопедический
родительского
пункт ДОУ. Рекомендации родителям
собрания
на летний период».
Проведение индивидуальных консультаций
Индивидуальные консультации для
родителей по результатам
логопедического обследования.

сентябрь

Журнал
проведения

Рекомендации по организации
логопедических занятий с детьми в
домашних условиях.

октябрь

консультаций

13

Как воспитать у ребенка навыки
правильного звукопроизношения

ноябрь

Речевые игры с детьми по дороге в
детский сад.

декабрь

Журнал
проведения
консультаций

Журнал
проведения
консультаций
Игры на развитие внимания, памяти и
февраль
Журнал
мышления.
проведения
консультаций
Игры по развитию словарного запаса
март
Журнал
и грамматического строя речи
проведения
консультаций
Играем пальчиками – развиваем речь
апрель
Журнал
проведения
консультаций
3. Консультирование родителей по необходимости, по запросу родителей
7. Перспективное планирование по организации работы с педагогами
Работа в тесном взаимодействии с педагогами детского сада позволяет добиться
положительных результатов в преодолении речевых нарушений воспитанников детского
сада.
№
Содержание работы
Сроки
выход
Консультации для педагогов
1.

Обучение грамоте

сентябрь

журнал

2.

Развитие мелкой моторики и артикуляции у детей
дошкольного возраста

октябрь

журнал

3.

Развитие связной речи

ноябрь

журнал

4.

Развитие лексико-грамматического строя онтогенезе.

январь

журнал

Педагогические советы
1.

Культура речи педагога

февраль

протокол

2.

Педагогические технологии речевого развития детей
дошкольного возраста

апрель

протокол

Планируемые результаты взаимодействия с участниками образовательного
процесса:
 повышена осведомленность родителей в вопросах речевого развития детей;
 осознанна важность их вклада в речевое развитие ребенка;
 родители привлечены к совместной работе с целью повышения эффективности
речевого развития детей
8. Описание образовательной деятельности по коррекции нарушений речи
В Логопункт зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной
речи.
Зачисление детей на коррекционные занятия в условиях Логопункта осуществляет
психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПк) и психолого-педагогическая
14

комиссия (ППк), по результатам обследования детей и на основании заявления или с
согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
В первую очередь в Логопедический пункт зачисляются обучающиеся старшего
дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии речи и препятствующие их
успешному освоению образовательных программ, дети-инвалиды (на основании
мероприятий индивидуальной программы реабилитации), а также воспитанники, имеющие
справку врача-невролога с указанным диагнозом и рекомендацией о необходимости
занятий с логопедом или заключения ТПМПК или ППК.
Зачисление детей на Логопункт (на текущий учебный год) производится приказом
заведующего в течение всего учебного года при наличии свободных мест.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
№
Содержание работы
п/п
1

2

3

Сроки

Логопедическое и психолого-педагогическое обследование
детей 5-6 лет в ДОУ, зачисление детей с нарушениями речи
на дошкольный логопедический пункт; определение
особенностей речевого, психомоторного, общего развития
детей, зачисленных на логопедический пункт, оформление
речевых карт.
Профилактическая работа по выявлению детей с
нарушениями речи,
подлежащих
зачислению на
логопедический пункт.
Работа ППк ДОУ

15

Сентябрь, май.

В течение года, по
запросу родителей,
апрель
По графику работы
ППк

Перспективное планирование работы учителя-логопеда
месяц

Неделя

сентябрь

3

октябрь

4
1
2
3
4

ноябрь

1
2

3
4

Работа по
обогащению
словаря
Лексическая тема
«Чудо овощи и
фрукты»

1 период
Развитие фонематического слуха и восприятия

«Золотая осень»
«Животные и птицы
жарких стран»
«Животные и птицы
Севера»
«Мой город»
«День народного
единства»
«День народного
единства»
«Человек и мир
вещей»

Развитие способности узнавать и
различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать звуки
речи по высоте и силе голоса. Дифференциация
речевых и неречевых звуков.
Развитие слухового внимания к
звуковой
оболочке слова,
слуховой памяти.
Различение слогов, состоящих из правильно
произносимых звуков. Знакомство детей с
анализом и синтезом обратных слогов.
Преобразование слогов за счет изменения
одного звука.
Различение
интонационных
средств
выразительности в чужой речи.

«Я в мире человек»
«День матери»

Различение односложных и многосложных слов.
Выделение звука из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного в начале слова,
выделение последнего согласного звука в слове.
Выделение среднего звука в односложном слове.
Практическое усвоение понятий «гласный» «согласный» звук
последовательности звуков в слове.
16

Развитие грамматического строя,
связной речи
Изучение грамматических форм слов за
счёт сравнения и сопоставления:
существительных
единственного
и
множественного числа с окончаниями и,
ы, а (куски, кусты, кружки, письма),
различных окончаний существительных
множественного
числа,
личных
окончаний
существительных
множественного числа родительного
падежа (много кусков, оленей, лент,
окон, стульев и т. д.)
2. Согласование глаголов единственного
и множественного числа настоящего
времени с существительными (залаяла
собака, залаяли собаки); сравнение
личных окончаний глаголов настоящего
времени
в
единственном
и
множественном числе (поёт Валя, поют –
дети); привлечение внимания к родовой
принадлежности предметов (мой стакан,
моя сумка, мои туфли).
3.Образование
слов
способом
присоединения приставки (наливает,
поливает,
выливает…);
способом
присоединения суффиксов (мех –
меховой - меховая, лимон – лимонный –
лимонная); к словам с уменьшительно-

Определение порядка следования звуков в слове. ласкательным значением (пенёк, лесок,
Определение количества и порядка слогов в слове. колёсико); способом словосложения
(пылесос, сенокос, снегопад).
Определение звуков, стоящих перед или после 4. Изменение грамматических форм
определенного звука.
слов в зависимости от рода, числа,
Составление слов в заданной последовательности падежа, времени действия.
звуков.
5. Усвоение форм множественного числа
родительного падежа существительных
(много – яблок, платьев).
6.Распространение
простого
предложения прямым дополнением
(Валя читает книгу); выделение слов из
предложений с помощью вопросов: кто?
что делает? делает что?; составление
предложений из слов, данных полностью
или частично в начальной форме;
воспитание навыка отвечать кратким или
полным ответом на вопросы.
7.Составление
простых
распространённых
предложений
с
использованием предлогов на, у, в, под,
над, с, со по картинкам; по демонстрации
действий, по
Объединение нескольких предложений в
небольшой рассказ.
9. Составление детьми предложений по
результатам выполнения словесной
инструкции (надо встать со стула, выйти
из-за стола, подойти к большому столу,
взять зелёную грузовую машину и
поставить её на среднюю полку шкафа).
10. Развитие умения составлять рассказ
из предложений данных в задуманной
последовательности.
17

декабрь

1-2
3-4

январь

1
2

февраль

3
4-5
1
2
3
4

«Зимушка – зима»
«Новый год»
«Коляда, коляда,
отворяй ворота»
«В гостях у сказки
«Наш край Урал»
«Неделя здоровья»
«Неделя здоровья»
«День защитника
отечества»
«8 Марта»

2 период
1.Совершенствование навыков звуко-слогового
анализа и синтеза слов.
2. Составление схемы слов из фишек и полосок.
3. Звуко-слоговой анализ слов 4. Определение
различий и качественных характеристик звуков:
«гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий»,
«звонкий» – «глухой».
5. Закрепление слогообразующей роли гласных (в
каждом слоге один гласный звук).
6. Развитие умения находить в слове ударный
гласный.
7. Развитие умения подбирать слова к данным
схемам.
8. Преобразование слов за счёт замены звука (суп
– сук, вата – дата, угол – уголь).
9. Определение количества слов в предложении и
их последовательности.
10. Деление слов на слоги. 11. Формирования
операции звуко-слогового анализа на основе
наглядно-графических схем слов.
12. Совершенствование умения делить на слова
предложения простой конструкции без предлогов
и с предлогами.
13. Выкладывание из полосок схемы
предложения.
14. Формирование умения выполнять различные
задания по дополнению предложений
недостающими словами, исправлять
деформированное предложение.

18

Продолжать изучение изменения
грамматических форм слов в
зависимости от рода, числа, падежа,
времени действия. 2. Усвоение наиболее
сложных форм множественного числа
существительных (пальто, торты,
крылья).
3. Усвоение падежных окончаний
существительных (В лесу жила белка.
Дети любовались белкой. Дети кормили
белку. У белки пушистый хвост.);
прилагательных с существительными
мужского и женского рода в
единственном и множественном числе
(большой мишка, большая кошка,
большие кубики); согласование
прилагательных существительными
среднего рода и сопоставлению
окончаний прилагательных мужского,
женского и среднего рода в
единственном и множественном числе
(ой… голубой платок; ая… голубая
лента; ое… голубое блюдце; ые…
голубые полотенца).
4. Согласование числительных с
существительными в роде, числе, падеже
(Куклам сшили… два платья.., пять
платьев..., две рубашки…, пять
рубашек). 5. Употребление глаголов
настоящего, прошедшего и будущего
времени (играю – играл – буду играть);
глаголов совершенного и

несовершенного вида (рисует –
нарисовал).
6. Развитие умения подбирать
родственные слова (снег, снеговик,
снежинка, Снегурочка, снежный, снежок
и т. д.) 7. Образование слов (на новом
материале) способом присоединения
приставки (прибыл, приполз, прибежал,
прискакал; уехал, приехал, подъехал,
заехал, объехал переехал, выехал);
присоединение суффиксов – образование
относительных прилагательных
(деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый,
ая, ое, ые; за счёт словосложения
(трёхколесный, первоклассник).
8.Образование
существительных,
обозначающих лица по их деятельности,
профессии
(учитель,
ученик,
учительница, хоккей, хоккеист).
9.Привлечение
внимания
к
многозначности
слов
(лисички
–
животные, лисички – грибы).
10.Образование
уменьшительноласкательной
формы
прилагательных (У зайчика маленький
кротких хвостик. У лисы большой
пушистых хвост.).
3 период
март

3

«Мамин день»
«Рыбки – это
не игрушки»

4

«Весна»

1-2

1.Продолжить совершенствование навыков
звуко-слогового анализа и синтеза слов.
2. Составление схемы слов из фишек и полосок.
19

Закрепление навыков составления и
распространения предложений.
1.Закрепление навыков составления и
распространения предложений.

апрель

5

«Матрешки,
петушки, лошадки народные игрушки»

1

«Городские
птицы»

2

«Солнышко колоколнышко»

3

«Ветерветерок»

4
май

3.Звуко-слоговой анализ слов различной
сложности без предлогов и с предлогами.
4. Выделение и называние гласных, согласных
звуков. Выкладывание из полосок схемы
предложения и слов в нем.

«Деревья»

1-2
«Безопасность»
3

«Насекомые»

4
Диагностика

5

20

2. Составление предложений без
предлогов и с предлогами на, под, над, к,
у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед,
из-за, изпод.
3. Составление предложений из «живых
слов» и распространение предложений с
помощью вопросов (Миша вешает шубу
– Миша вешает в шкаф меховую шубу).
4. Добавление в предложение
пропущенных предлогов: берёзка
растёт(возле, около, у)дома; белые розы
посадили(перед, за, возле)дома.
5. Закрепление навыков составления
полного ответа на поставленный вопрос.
6. Составление предложений по опорным
словам (Коля, играть, мяч).
7. Составление сложноподчинённых
предложений (по образцу данному
логопедом) с союзами «чтобы», «потому
что», «если» и др.
8. Формирование умения составлять
рассказ по картине, по серии картин.
9. Заучивать наизусть стихотворные
тексты, скороговорки.
10. Закрепление умения давать точные
ответы по прочитанному, ставить
вопросы к несложному тексту,
пересказывать прочитанные тексты

Перспективное планирование индивидуальной работы по коррекции
звукопроизношения
Этапы работы
1-й этап:
«Подготовительный»

Содержание работы

Виды работ

Развитие мелких движений кистей и
пальцев рук
1.Упражнения «Рыбка», «Бинокль»,
«Очки», «Флажок», «Веер», проба
«ребро, кулак ладонь» и т.д.
2.Обведение шаблонов.
3.Вырезание ножницами различных
фигур.
4.Разбирание семян по сортам, мозаик
по цвету.
5.Лепка, штриховка, рисование по
пунктиру.
6.Складывание ладоней и
постукивание пальцами каждой пары.
7.Показывание пальцев по два, по три.
8.Сжимание резиновой груши при
направлении воздушной струи на
определённые цели.

1.Выполнение заданий в группе под
наблюдением логопеда.
2. Выполнение упражнений с
воспитателем по заданию логопеда.
3. Самостоятельная работа дома.

Развитие речевого слуха, зрительного,
слухового внимания и памяти.

Игры, направленные на развитие
зрительного внимания и памяти:
-«Делай так»;
-«Что изменилось?»;
-«Чего не стало?»;
-«Составление целого предмета из
частей»;
-«Найди фигурку по подобию»;
21

Работа по развитию
зрительного
Цель: Закрепление
право –лево.

понятий

Проверка и уточнение детей о
схеме тела.
Определение направлений
в пространстве.
Уточнение пространственных
взаимоотношений
Знакомство со схемой тела
стоящего напротив.
Определение
линейной
последовательности
предметного ряда.

-«Кто больше запомнит»;
Игры направленные на развитие
слухового внимания и памяти:
«Угадай, чей голос»;
«Улови шёпот»;
«Жмурки с голосом»;
«Где позвонили?»;
«Скажи, что звучит»;
«Лягушка».
1.Работа над дыханием:
- вдох и выдох по схеме:
рот-рот; нос – нос; рот-нос; нос - рот
- вдох и выдох через рот с
последующим прибавлением голоса;
- выработка направленной воздушной
струи;
- произнесение на выдохе гласных и их
сочетаний с изменением силы и высоты
голоса.
- работа над силой выдоха;

- дутье на предметы через вытянутые
трубочкой губы: задувание свечи,
надувание воздушных шаров, надувание
мыльных пузырей, дутье на парусник,
салфетку, карандаш лежащий на столе и
т.д.
- дутье сквозь растянутые в улыбке
губы: «сдуй листок»; «сдуй снежинку»,
«чей пароход гудит лучше»
- дутье на язык»: «фокусы» и т.д.

Развитие подвижности
артикуляционного аппарата:
1.Упражнения направленные на
развитие подвижности губ:
«Окошко»;
«Хоботок»;
«Хоботок - Окошко»
«Трубочка»;
«Улыбка»;
«Трубочка - Улыбка»
- удерживание бумажных трубочек;
22

- комбинированные упражнения под
счёт.
2. Упражнения, направленные на
развитие подвижности мышц языка:
«Лопатка»;
«Жало»;
«Лопатка -Жало»;
«Качели»;
«Часики»;
«Лошадка»;
«Грибок»;
- комбинированные упражнения для
языка и нижней челюсти.
(для дизартриков – дополнительная
гимнастика, применение логомассажа)
2-й этап:
«Постановка звука»

Знакомство с артикуляцией звука.

1. Показ артикуляции перед зеркалом.
2. Показ профиля данного звука.
3. Показ положения языка кистью
руки.

Специальные упражнения для звуков
[с], [с], [з], [з]:
1. «Горка», «Киска сердится»;
«Лодочка»,
«Язычок спит»,
образование холодной струи воздуха
(упражнение «Ледяная горка»)

Игры, направленные на развитие
артикуляционной моторики:
- игры на выработку вибрационных
движений кончика языка;
- работа над силой выдоха;
- имитационные игры.

2. Первый способ: с механической
помощью:
удерживание зондом кончика языка у
нижних резцов.
23

Цель: Развитие зрительного
внимания анадиза и синтеза на
неречевом материале

Развитие
зрительного
гнозиса
(узнавания
цвета,
формы и величины) Выбери и
назови все круглые предметы,
назови все желтые предметы.

Расширение объема и
уточнение зрительной памяти.
Запомни и расположи, как было.

Формирование
пространственных
представлений. Что находится
слева, справа. Лабиринты.

Развитие
зрительного
анализа и синтеза.

Второй способ: от звука [т] на
длительном выдохе (верхнее
положение языка, затем язык
переводится в нижнее положение)
Третий способ: от межзубного звука
[с].
Четвертый способ: от звука [ш];
Пятый способ: от звука [ц].

1. Найти фигуру, букву в ряду
похожих.
2. Срисовать фигуру или букву
по
образцу
и
после
кратковременной экспозиции.
3. Сложить из палочек фигуры
(по образцу, по памяти).
4. Сконструировать буквы
печатного
и
рукописного
шрифта из предъявленных
элементов
печатных
и
рукописных букв.
5. Найти заданную фигуру
среди двух изображений, одно
из которых зеркальное
6. Дополнить недостающий
элемент фигуры или буквы по
представлению.
7. Реконструировать букву,
добавляя элемент: (А - Л - Д, К Ж, 3 - В, Г – Б).
8.Изменять пространственное
расположение элементов букв
(Р-Ь, И-Н, Н-П)т.

Специальные упражнения для звука
[ц]:
- последовательное произнесение
звуков [т], [с]
Специальные упражнения для звуков
[ш], [ж]:
1.«Вкусное варенье», «Чашечка»,
«Фокус»
2. Первый способ: от звука [т] - не
отрывая языка от альвеол длительно
произносить звук [т] с приоткрытыми
зубами, затем зубы прикрыть.
Второй способ: от верхнеязычного [с]
- «ползти» кончиком языка от зубов к
альвеолам, затем округлить ребенку
губы, нажав пальцами на углы губ.
Третий способ: от правильного [р] произнести этот звук шепотом, так,
чтобы язык перестал вибрировать,
затем округлить ребенку губы нажав
пальцами на углы губ.
Четвертый способ: с механической
помощью (с помощью шпателя или
зонда).
24

Пятый способ: по показу артикуляции
- сделать «Чашечку» прислонив ее
«край» к верхним резцам снаружи,
«дуть на край чашечки», затем занести
«Чашечку» в рот и прислонить
широкий кончик языка спереди к
альвеолам, продолжая дуть, округлить
губы ребенка.
Специальные упражнения для звука
[ч]:
1.«Вкусное варенье», «Чашечка»,
«Фокус»
2. Первый способ: от правильного [ть]
– губы «бубликом», зубы в форме
правильного прикуса, кончик языка
между основаниями верхних резцов и
альвеолами; быстро произносить тити-ти; щеки ребенка нажатием
прижать к коренным зубам .
Второй способ: от правильно
произносимых звуков [ть] и [щ]: губы
«бубликом», быстро произносить
сочетание [тьщ – тьщ ] .
Специальные упражнения для звука
[щ]:
1.«Вкусное варенье», «Чашечка»,
«Фокус»;
2. Первый способ: от звука [ч] –
длительно тянуть звук.
Второй способ: от верхнеязычного
[сь] - «ползти» кончиком языка от
зубов к альвеолам, затем округлить
25

ребенку губы, нажав пальцами на углы
губ.
Специальные упражнения для звука
[л]:
1.«Почисти верхние зубки»; «Парус»;
«Качели»
2. Первый способ: вызывание
межзубного [л]:
- прикусывание языка с
произнесением звука [ы] (язык
широкий);
- так же, с последующей артикуляцией
гласных без участия голоса.
Второй способ: постановка
призубного звука [л]
- «Качели» со вспомогательным звуком
[а]
Специальные упражнения для звука
[р]:
1. Работа над вспомогательными
звуками:
- многократные удары кончика языка у
верхних дёсен (шёпотное «т-т-т»);
- присоединение голоса («д-д-д»);
- выполнение сильного задувания,
вызывающего дрожание кончика языка
«Муха сердится».
2. Механическая помощь при
постановке звука:
- удерживание кончика языка у
верхних дёсен шпателем;
26

- вызывание дрожания кончика языка
зондом, соской от звуков «ззз», «жжж»,
«ддд»
Дополнительные упражнения для
дизартриков:
- «Болтушка» или «Индюшка» (язык
высунут и на звук «а» двигается между
зубами);
3-й этап:
Автоматизация
поставленного звука в
речи; дифференциация
смешиваемых звуков;
развитие
фонематического
восприятия,
фонематических
представлений и
навыков звукового
анализа.

Работа над звуком:
1.Звук в слоге (данная
последовательность может меняться в
зависимости от поставленного звука и
индивидуальных особенностей
ребенка)
- открытом;
- закрытом;
- в звукосочетаниях.
2. Звук в слове:
- в начале;
- в конце;
- в середине;
- со стечением согласных.
3. Звук в предложении.
4. Звук в тексте.
5. Звук в пословицах, поговорках,
стихах.
6. Звук в скороговорках.
Развитие фонематического восприятия,
фонематических представлений и
навыков звукового анализа

1.Произнесение слов, слогов,
предложений.
2. Работа с таблицами.
3. Работа с игровым материалом, с
картинками.
4. Чтение предложений, текстов.
5. Работа с деформированным текстом.

Цель: Развитие зрительного
внимания памяти анализа и
синтеза на речевом материале
автоматизируемых звуков
Дидактические игры
Назвать контурные
изображения предметов,
перечеркнутые контурные
изображения.
Лабиринт «У кого что?»
Найди картинку по адресу.
Закончи ряд.
Какой картинки не стало?

1. Поднять руку, хлопнуть на
определённый звук, слог, слово.
2. Повторение ряда слогов, слов в
определённой последовательности.
3. Выделение первого звука в слоге,
слове.
27

Чего не достает?
Что изменилось?
Парочки

4. Выделение последнего звука в
слоге, слове.
5. Определение места,
последовательности и количества
звуков.
6. Назвать предыдущий и
последующий звук.
7. Использование элементов
кодирования звуков.
8. «Убери лишний слог»
9. Составление слогов, слов из
названных звуков.
10. Преобразование обратных слогов в
прямые.
11. Добавление звуков, слогов в слово.
12. Составление слов из букв разрезной
азбуки.
13. Игра «Умный телефон»
14. Подбор слова на заданный звук,
слог.
15. Придумывание слов с заданным
количеством звуков, слогов.
16. Подбор картинок на заданный звук,
слог.
17. Преобразование слов, работа с
использованием схем.
18. Произнесение наоборот
некоторых слов (пол, полк …).
19. Разгадывание ребусов, шарад.
Дифференциация смешиваемых звуков.

1. Произнесение слов, слогов,
предложений.
2. Работа с таблицами.
28

Развитие зрительного гнозиса
(узнавания цвета, формы и
величины) Выбери и назови все
круглые предметы, назови все
желтые предметы.

3. Работа с игровым материалом, с
картинками.
4. Чтение, предложений, текстов;
пересказ.
4-й этап:
Закрепление звука в
речи. Работа над
следующим звуком.

1. Продолжение работы над чистотой и
лёгкостью произношения.
2. Введение звука в самостоятельную
речь.

Пересказ различных текстов.
Составление рассказов:
- по опорным словам;
- по сюжетным картинкам;
- придумывание части рассказа;
- на заданную тему.
Инсценирование сказок.

29

9. Материально-техническое обеспечение
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием,
методическими материалами и средствами обучения.
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
Для проведения логопедического обследования:
1.
Обследование звукопроизношения.
2.
Обследование понимания речи.
3.
Обследование связной речи.
4.
Обследование грамматического строя речи.
5.
Обследование состояния словарного запаса.
6.
Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и
синтеза, фонематических представлений.
7.
Обследование слоговой структуры слова.
8.
Счетный материал для обследования.
9.
Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей.
10.
Картинки и тексты.
Для формирования правильного звукопроизношения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Артикуляционные упражнения (карточки).
Профили звуков.
Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах.
Пособия для работы над речевым дыханием.
Предметные картинки на все изучаемые звуки.
Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.
Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.

Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
1.
2.
3.
4.

Сигнальные кружки на дифференциацию звуков.
Цветные фишки для звукобуквенного анализа.
Предметные картинки на дифференциацию звуков.
Тексты на дифференциацию звуков.

Для обучения грамоте (чтению и письму):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Магнитный алфавит.
Настенный алфавит.
Бумажный алфавит.
Схемы для анализа предложений.
Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
Логопедические буквари.
Кассы букв на каждого ребенка.

Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя
речи:
30

1. Предметные картинки: ягоды, головные уборы, мебель, птицы, растения, обувь,
продукты, грибы, одежда, посуда, игрушки, насекомые; профессии, деревья, животные и
их детеныши, инструменты, времена года, овощи, фрукты.
2.Предметные картинки на подбор антонимов.
3.Предметные картинки на подбор синонимов.
3.
Многозначные слова.
4.
Предметные картинки «один-много».
5.
Схемы предлогов.
6.
Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами.
7.
Пособия на согласование слов.
8.
Деформированные тексты и др.
Для развития связной речи:
1.
2.
3.
рассказов.
4.

Серии сюжетных картинок.
Сюжетные картинки.
Предметные картинки для составления сравнительных и описательных
Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.

ИГРУШКИ

№
п/п
1

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Кукла большая – 1 шт.
Кукла маленькая – 1 шт.
Набор овощей и фруктов – 1 шт.
Мяч маленький – 1 шт.
Мягкие игрушки – в ассортименте (более 10 шт.).
Мозаика – 1шт.

3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами.

автор
Филичева Т.Б.
Чиркина Г.В.

2

Филичива Т.Б.
Туманова Т.В.

название

издательство

"Воспитание и обучение детей "Гном-Пресс"
дошкольного возраста с ФФН: Москва 2002 г.
Программа
и
методические
рекомендации
для
ДОУ
компенсирующего вида"
"Дети с фонетико-фонематическим "Гном-Пресс"
недоразвитием речи"
1999

М.

3

Нищева Н.В.

Программа
комплексно- СПб
"Детстворазвивающей
работы
в Пресс" 2008
логопедической группе детского сада
для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)

4

Нищева Н.В.

"Конспекты
подгрупповых СПб
"Детствологопедических занятий в средней Пресс" 2007
31

группе детского сада для детей с
ОНР"
5

Нищева Н.В.

"Конспекты
подгрупповых СПб
"Детствологопедических занятий в старшей Пресс" 2007
группе детского сада для детей с
ОНР"

6

Нищева Н.В.

"Конспекты
подгрупповых СПб
"Детствологопедических
занятий
в Пресс" 2007
подготовительной группе детского
сада для детей с ОНР"

7

Филичева Т.Б.

Устранение ОНР у дошкольников

"Гном-Пресс"
Москва 2003
"Учитель" 2012 г.

Чиркина Г.В.
8

Курмаева Э.Ф.

Коррекционно-логопедическая
работа с детьми 5-7 лет

9

Агранович З.Е.

Преодоление
недоразвития Детство-Пресс Сфонематической стороны речи у Пб 2004
старших дошкольников

10

Лалаева Р.И.

Диагностика нарушений речи у детей Детство-Пресс Си
организация
логопедической Пб 2002
работы в условиях ДОУ

Балобанова В.П.
Серебрякова Н.В.
11

Громова О.Е.

Инновации
практику

12

Шестопалова Ю.С.

Подготовка к обучения
старших школьников

13

Лалаева Р.И.

Логопедическая
работа
коррекционных классах

14

Ушакова О.С.

Развитие речи детей 3-4 лет

ТЦ Сфера М. 2014

15

Волкова Г.А.

Логопедическая ритмика

Владос М. 2002

16

Колесникова Е.В.

Развитие фонематического слуха у "Гном и Д" М. 2001
детей 4-5 лет

17

Ястребкова Е.В.

Хочу в школу

Аркти М. 1999
Новая школа М.
1994

-

в

логопедическую Линка-Пресс
2008

М.

грамоте Детство-Пресс СПб 2012
в Владос М. 1998

Лазаренко О.И.
18

Пикулева Н.В.

Слово на ладошке

19

Фомичева М.Ф.

Воспитание у детей правильного Просвещение
произношения
1998

20

Жукова Н.С.

Логопедия

Литур
2003
Екатеринбург

В первый класс - без дефектов речи

Детство-Пресс СПб 1999

Мастюкова Е.М.

М.

Филичева Т.Б.
21

Ткаченко Т.А.

32

22

Голубь В.Т.

Графические диктанты

23

Севостьянова Е.О.

Хочу всё знать. Развитие интеллекта ТЦ Сфера М. 205
детей 5-7 лет

24

Пожиленко Е.А.

Волшебный мир звуков

25

Кислова Т.Р.

По дороге к Азбуке

26

Коноваленко В.В.

Индивидуальная
работа
коррекции звукопроизношения

по "Гном-Пресс"
1998

М.

27

Коноваленко В.В.

Фронтальные
логопедические "Гном-Пресс"
занятия в подготовительной группе
1998

М.

28

Лопатина Л.В.
Серебрякова И.В.

Логопедическая работа в группе С-Пб
1994
дошкольников со стертой формой "Образование"
дизартрии

29

Четверушкина Н.С.

Слоговая структура слова

"Гном и Д" М. 2001

30

Ястребова А.В.

Коррекция заикания

"Аркти" М. 1999

31

Волина В.

Праздник букваря

32

Парамонова Л.Г.

Упражнения для развития речи

Дельта С-Пб

33

Ткаченко Т.А.

Если дошкольник плохо говорит

Акцент С-Пб 1998

34

Агранович З.Е.

Логопедическая
работа
по Детство -Пресс Спреодолению слоговой структуры Пб 2000
слова

35

Лосев П.Н.

Коррекция речевого и психического ТЦ Сфера М. 2005
развития

36

Тригер Р.Д.

Подготовка к обучению грамоте

37

Курдвановская Н.В.

Планирование работы логопеда с ТЦ Сфера М. 2006
детьми 5-7 лет

38

Кузнецова Е.В.

Ступеньки к школе

39

Волкова Г.А.

Игровая деятельность в устранении Детство-Пресс Сзаикания у дошкольников
Пб 2003

40

Миронова С.А.

Развитие речи дошкольников на Просвещение
логопедических занятиях
1991

41

Миронова С.А.

Логопедическая работа в ДОУ и М: АПО 1993
группах для детей с нарушением речи

42

Глухов В.П.

Формирование связной речи у детей Аркти М. 202
с ОНР

43

Смирнова Л.Н.

Логопедия в детском саду

44

Кузнецова Е.В.

Развитие и коррекция речи детей 5-6 ТЦ Сфера М. 2007
лет

Тихонова И.А.

33

Вако М. 2004

Владос М. 2002

Ассоциация ХХI
век Смоленск 1998

ТЦ Сфера М. 2007

М.

"Мозаика
СИНТЕЗ" М 2009

45

Смирнова Л.Н.

Логопедия в детском саду

46

Воронова А.Е.

Логоритмика в речевых группах ДОУ ТЦ Сфера М. 2006
для детей 5-7 лет

47

Чистякова М.И.

Психогимнастика

48

Дедюхина Г.В.

Логопедический массаж и лечебная "Гном - Пресс" М.
физкультура с детьми 3-5 лет
1999

Могучая Л.Д.

"Мозаика -синтез"
М. 2004

Просвещение
1990

М.

Яньшина Т.А.
49

Швайко Г.С.

Игры и игровые упражнения для Просвещение
развития речи детей
1998

50

Забрамная С.Д.

Психолого-педагогическая
Владос М. 1995
диагностика умственного развития
детей

51

Выгодская И.Г.

Устранение
заикания
у Просвещение
дошкольников в игровых ситуациях 1984

М.

Учите, играя

М.

Пеллингер Е.Л.

М.

Успенская Л.П.
52

Максаков А.И.

Просвещение
1984

Туманова Г.А.
53

Яковлева Н.Н.

Коррекция нарушений письменной "Каро" С-Пб 2007
речи

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».